Духовный центр религии Бон — свастика

 

Картинки по запросу Духовный центр религии Бон - свастикаПо определению бонской традиции: «Бон — это центр свастики. Бон — это Бог, рожденный из центра свастики». Непосредственная связь тибетской религии бон со свастикой подчеркивается и изображением свастики на груди основателя бона Шенраба Миво на его бронзовых статуэтках.

Сюжеты о чудодейственном проявление свастик на тибетской земле характерны для бонских мифов, особенно в местностях, где впоследствии были образованы бонские монастыри. Священная гора Кайласа известна среди тибетцев под названием «Юндрун Гуцег» («Девятиэтажная гора свастики», «юндрун» с тибететского переводится как «вечное», «нерушимое»), считается, что на южной стороне пика, «Южный лик Кайласа», поперечные и вертикальные трещины образуют знак свастики. Именно это место было избрано Учителем бона Шенрабом для ухода из мира людей.

Изображение свастики имеют широкое распространение по всему Тибету с древних времен. Они известны на бонских печатях, их можно встретить в символике орнамента монастырей. Свастики выбиты на поверхности скал и на камнях вдоль троп и в уединенных местах, встречаются в современных мандалах из цветного песка на поверхности земли на вершинах гор. Нигде в мире не встречается так часто знак свастики, как в Тибете. Знак свастики, таинственным образом, неразрывно связан с горой Шамбу (тибетский синоним бога Шива), местонахождение которого по тибетской, буддийской и индуской традиции определяется на горе, известной в настоящее время под именем Кайласа. В свою очередь священная гора Кайласа в бонских преданиях упоминается как центральная гора страны Олмо-Лунгринг-бу, где появился на свет Учитель Шенраб и внутри которой располагается мистическая Шамбала. Символично, что у подножия этой горы, как в библейском Эдеме, начинаются четыре великие реки индоариев. Знак свастика является ключевым в бонской традиции.

Прежде, чем мы углубимся в детали обсуждаемой темы, следует заметить, что количество книг о «священном символе — свастике», так велико, что практически под любую гипотезу о тайном значении свастики, можно найти убедительную аргументацию. Большинство ученых разделяет мнение, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским символом). Он не встречается в символах египетской и мусульманских цивилизациях, не знаком знак свастики также и американским ацтекам, майя и инкам, но найден у индейцев племени навахо, живших в доколумбовой Америке. Этот символ встречается среди символов протоиндийской, харапской цивилизации в IV-III тыс. до н.э. Значение свастики и ее смысл с течением времени приобретал у разных народов различное значение, но дать знаку исчерпывающее объяснение до сих пор не удалось. Свастика, как божественная печать, встречается на груди Будды, основателя тибетской религии бон — Шенраба, и на церковных алтарях Европы. Отпечатки свастик изображены на обеих стопах Будды на барельефе из индийского Амравати. В буддизме свастика имеет правое вращение и означает «ясное лишь для посвященных в учение» и трактуется посвященными, как «нерушимое», как символ учения «четырех великих истин» и «восьмиречного пути спасения». Свастика принята официальным символом в эзотерическом буддизме — «древний знак мудрости», как «древнейший символ арийского духа» в нацистской символике, как сокровенный знак мудрости — «священное значение тетрактиса» в теософской символике. Решение о принятии свастики нацистским символом было принято лично Гитлером. В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер говорит: «После долгих размышлений в центре белого диска была нарисована свастика. Свастика символизирует миссию победоносной борьбы арийской расы». Уильям Ширер добавляет к этому: «О том, почему именно свастика стала символом партии, Гитлер не говорил никогда». Но в своей книге «Майн Кампф» в статье о церкви националистического рейха А. Гитлер пишет: «Христианский крест должен быть убран из всех церквей, соборов и часовен и заменен единственным непобедимым символом — свастикой».

Как знак оберега свастика изображалась на щитах, одежде римских воинов — «защита силой божественного имени» и на дверях монгольских юрт и сундуков — «защитные функции декора», как символ правления на реверсах китайских и персидских монет, как благой знак на погребальных урнах Рима, Германии и Англии. По мнению большинства исследователей, древнейший знак свастики относится к знакам благополучия, успеха и счастья.

Знак свастики очень древний, встречается в удаленных друг от друга странах, в первых протогородах и считается учеными одним из первых священных символов человечества. Исследователи свастики часто рассматривают только отдельно стоящий символ свастики в отрыве от расположенных символов вместе с ним. Встречаются древние изображения свастики с точками внутри секторов и рядом с другими символами, с чередованием ряда правосторонних и левосторонних свастик, что не могло быть случайным, а несло определенную информацию. Мнение французского мыслителя Р. Генона об единстве значений правосторонней и левосторонней свастик спорно, и ученые аргументировано выдвигают противоположные гипотезы. Очевиден тот факт, что свастика применялась древними людьми не для декора, поэтому встречающиеся символы правосторонней и левосторонней свастик в одной строке делались сознательно. Пример разного смысла: правосторонняя свастика бона (вращение против часовой стрелки, путь левой руки) — обход святынь против часовой стрелки, левосторонняя свастика буддистов (вращение по часовой стрелке, путь правой руки) — обход святынь по часовой стрелке. Будет ли правильным утверждение об единстве значений правосторонней и левосторонней свастик, если до сих пор, совершая кору — «священный обход» вокруг Кайласа бонцы и буддисты встречаются на тропе лицом к лицу и идут в разные стороны? Правосторонние и левосторонние свастики неизменно ставились в начале и в конце на древних буддийских надписях. На погребальных лентах также присутствует меандр из чередующихся левосторонних и правосторонних свастик. Начало, конец — вновь начало и вновь конец? Или, может быть разное направление свастик символизирует «солнцеворот» — переход к свету после зимнего солнцестояния, и переход к темноте после весеннего солнцестояния?

Рене Генон рассматривает свастику как «знак полюса», символ жизни и вращательного движения. «Свастика есть изображение не Мира, но действия Принципа в Мире». Центр Мира отражен во всех древних традициях. Он рассматривается как исходная точка всех вещей, центр, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия. Центр направляет жизнь и сообщает всему движение. Центр — начало и конец всех вещей. Символ Центра Мира — свастика. Несмотря на множество оригинальных гипотез, совершенно по разному объясняющих значение древнейшего символа «свастика», подлинный его тайный смысл остается до сих пор неизвестным. Наибольшее распространение имеет определение свастики, как древнего символа солнца и света. Однако, встречаются группы рисунков, в которых рядом со свастикой размещается круг с точкой в центре и полумесяц, которые до сих пор используются среди астрономических знаков для обозначения солнца и луны. Для солярной гипотезы свастики факт нахождения рядом с ней общепринятых символов солнца Д и луны М, которые не вызывают споров среди ученых, труднообъясним: не может же солнце обозначаться двумя совершенно различными знаками! Следует согласиться, что символ земли был во все времена квадратным и по своей геометрии символ свастики более соответствует представлению древних о земле, нежели о солнце.

Если развить гипотезу Р. Генона, то знак свастики может также обозначать изначальный духовный центр откуда началось человечество — северную Туле, или впоследствии Святые Земли — Агарти и Шамбалу, или, даже, планету Раху.

Не обязательно святую землю связывать со знаком полюса или географическим полярным полюсом. В традиции древних людей «полюсом своей эпохи» обозначался центр бытия своей цивилизации, откуда исходит учение и богатство. В представлении древних людей земля длительное время изображалась плоской и границы, известного им мира зачастую не достигали границы полярных областей, поэтому не было понятия о северном полюсе. В центре же плоского обитаемого мира всегда находилась столица их государства. По представлению шумеров, земля представляла собой полусферу, состоящую из плоского диска — земли, окруженного безбрежным океаном воды и небом. В представление арабов земля была плоской с центром мира в Мекке, окруженной на границе горной цепью, за которой начиналось безбрежное море. В тибетских сочинениях центр мира размещался перед Снежными горами (Гималаями) в долине, похожей на цветок восьми лепесткового лотоса, из центра которого начинались четыре великих реки. В древнекитайских манускриптах знак свастики обозначал землю, область, а самая ранняя форма этого иероглифа обозначала «четыре предела космоса и земли». С древних времен принято крестиком обозначать местонахождение чего-либо. Возможно, на стопе Будды именно поэтому сохранился знак свастики, как символ частички священной земли, где было получено Учение.

Знаком свастики мог обозначать древний духовный центр, откуда началось наше человечество и последующих духовных центров, например страны Олмо-Лунгринг-бу /Шамбала/, родины религии бон («Бон — рожден из центра свастики» или «Страна, где упорядочили свастику»), имеющей в центре гору Кайласа («Девятиэтажная гора свастики»). Четыре луча свастики соответствуют четырем великим рекам, вытекающим из духовного центра нашего мира. Это реки, известные еще с глубокой древности индоариям, — реки Инд (Синду), Брахмапутра (Сита), Сатледж (Пакшйа) и Ганга, берущие начало вблизи священных озера Маносаровар и горы Кайласа.

А. Стейн в книге «Тибетская цивилизация»: «Бон-по имело свои «девять колесниц», линия учителей бона нисходит от девяти «богов света, чье коллективное имя напоминает девять ступеней Неба. В самом начале было «девять братьев и девять сестер». Все многообразие творения произошло от них» . По тибетским источникам сообщается, что бонская религия не представляла собой нечто целое, и что под этим названием объединялось девять бонских религиозных направлений. Основных направлений было два: гью-бон (бон причины), подразделявшийся на четыре направления, и брайбуи-бон (бон результата), подразделявшийся на пять направлений .

В индуизме существует 9 сверхъестественных сущностей или планетарных божеств, известных как «граха». В индуистской символике «граха» обычно изображаются 9 квадратами, расположенными тремя рядами, по три в каждом. Центральный квадрат является солнцем, вокруг которого расположены остальные планетарные божества. Символика свастики заключена в её 9-ти точках, которые представляют планетарные божества . Оккультная тайна свастики, связь ее с боном и с горой Кайласа настолько запутана, что не надо удивляться самым невероятным гипотезам и возможной связи свастики с Шамбалой…

Свастика (санскрит: «благополучие») — один из самых известных, всемирно почитаемых, древних магических символов, считается самой мистической и древней диаграммой. В Индии с древних времен свастику рисуют всегда и везде, где требуется признать благословение божественных сил. В тибетской религии бон, свастику обозначали словом gyung drung («вечное», «нерушимое»), и это слово также обозначало один из титулов основателя религии бон. В бонских проповедях говорят о свастике как о благой творческой силе просветления, пронизывающей все области мироздания. Сущность религии бон связана со свастикой. Бон — это центр свастики. Бон — это бог, рожденный из центра свастики. Бон — это жрец, рожденный из центра свастики. Само слово бон происходит от юн-друнг-бон, что означает «проговаривать магические заклинания», или «повторять секретные формулы». Если принять во внимание, что единым для центрально-азиатских народов было почитание Вечно Синего Неба, Творца всего сущего, и что все Учителя спускались к людям с неба, т.е. были сыновьями Бога или небожителями, остается один шаг, чтобы отождествить свастику с небом. Такая трактовка встречается в гипотезах ученых. Но, все-таки, она не кажется достаточно убедительной. Почему, тогда у символа неба присутствуют одновременно свастики правого и левого направления. По М. Мюллеру правосторонняя свастика соответствует весеннему, прибывающему дню, а левосторонняя является символом летнего солнцестояния, с которого начинается убывания дня. Возможно, что это верное рассуждение. Но, что будет тогда означать свастика с четырьмя точками в секторах? Может быть логичней предположить, что именно знак свастики с четырьмя точками внутри это звездное небо, а сама свастика это символ земли. При таком логическом построении все известные факты легко поддаются объяснению. Свастика с точками, круг с точкой и полумесяц — это звездное небо, солнце и луна. Свастика без точек — это земля, первоначально духовный центр человечества, земной рай -Эдем (допустим, правосторонняя свастика), зеркальное отражение небесного рая. Свастика на груди Учителей, отличительный знак сыновей Бога, отражение их небесного происхождения. Знак свастики на земле — знак святости местности. В широком смысле слова символ свастики, вероятней всего означает Божественное происхождение/начало/: Вечно Синие Небо, священную землю, источник всего Сущего, первоначальный духовный центр и само Знание из этого центра. Привлекательно по смыслу — создание мира из единой точки. Близки по сути разъяснения Р. Ганди объясняющего лучи свастики, исходящие их единого центра, как соответственно жизнь протоплазмы (ад), растительная и животная жизнь, человеческая жизнь и божественная жизнь.

Впоследствии, когда первоначальный смысл был утерян, свастика стала означать накопление благих заслуг путем повторения магических формул . Как благоприятный знак, свастика используется в свадебных обрядах — «благое пожелание счастливого начала», «благословение божественными силами». В бонском фольклоре есть строки, приписываемые основателю религии бон Тонпа Шенрабу, о «девяти путях учения бон и необходимости вести жизнь дорогой свастики», «учились свастике-бон у бога мудрости», «сущность учения, безошибочная, свастика-бон». Современные исследователи обратили внимание на девять точек свастики и попытались соотнести их с символикой числа 9. Девять богов света, девятиэтажная гора свастики — Кайласа, девятиэтажный дворец мифической китайской Царицы Мира Зи-Ванг-Му, девятиэтажная священная башня Шамбалы, девять посвящений у шаманов, девять колесниц (путей) бона и т.д.

На тибетских танках свастика изображается иногда в центре рисунка рядом с ваджрой (по тиб. дордже), символом духовного могущества и божественного оружия, или по периметру с чередованием правосторонней и левосторонней свастик. Священники бон использовали знак свастики как магическое оружие величайшей силы. В тибетской мифологии распространен сюжет о падении магических предметов с неба, по мнению тибетцев произошли эти объекты из другого мира. В первую очередь к этим упавшим с неба объектам относится учение, заключенное в книге Чинтамани и магический жезл, золотой скипер «Дордже» в отдаленные времена упавший с неба около монастыря Сера в Лхасе. Дордже состоит из короткой ручки и бутона лотоса на каждом конце, на бутоне лотоса покоится куб с изображением свастик на каждой грани. Дордже приписывают способность аккумулировать космические силы (владение небесным огнем) и метать молнии. Первоначально это слово означало «удар молнии бога Индры», позднее оно стало употребляться в значении особой субстанции, которой свойственна яркость, прозрачность и неразрушимость алмаза. В связи с этим фактом, обращает на себя внимание связь ваджары и свастики, как символов могущества и непобедимого оружия. Их символы часто размещаются на самых почетных местах или в числе первых священных символов. Характерно размещение свастики на тибетских танках в центре рисунка рядом с ваджрой. Если ваджра — это символическое оружие «метатель молнии», олицетворяющее молнию, то символ свастика, часто используется с защитными функциями, подобно щиту. Алмазная ваджра (буквально «повелитель камней», обычно переводится как «метатель молний» или «алмаз»), согласно тексту «Ригведы» являлась «несокрушимым оружием» («дубиной Индры») индийского предводителя богов Индры. Свастика в значении — «несокрушимое» и «вечное».

 

Таинственный знак свастики, имеющий распространение среди монголов, описывает Ф. Оссендовский, который лично видел в 1920 г. во дворце Богдо-хана в Урге «рубиновый перстень Чингисхана с вензелем в виде свастики» или «крупное золотое кольцо с великолепным рубином, вправленном в свастику. Это кольцо постоянно носили на правой руке Чингисхан и Хубилай-хан» . В Центральной Азии известны также изображения несторианских крестов, которые по своей форме являются точной копией рыцарского креста, в центральной части которых находится знак свастики. Среди нумизматов известны древние китайские монеты, содержащие на реверсе среди четырех символов свастику. Выпускались также персидские золотые монеты — дарики с изображением свастики.

Юго-западнее Шигадзе находится священная страна Бон, где упорядочили свастику. Остается непонятным, какое действие под этим подразумевается. Часто повторяемое выражение: «сущность религии бон — это свастика», по-прежнему ждут своих исследований. Известно, что в мифологии бона свастика чудодейственным образом проявлялась в святых местах. Скрещенная ваджара — «вишваваджара» («сдвоенный метатель молний») своим внешним видом напоминает крест, прообраз свастики. На тибетских скрещенных дордже, на их острие располагаются кубы с изображением свастики на всех свободных 5 гранях куба.

«В традиции бон свастика «вращается» справа налево, то есть является левосторонней, в отличие от правосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» слева направо. Эта деталь объясняется характерной чертой бон: делать многие вещи в обратном порядке (обходить ступы по левой стороне, вращать молитвенные барабаны в обратную сторону и произносить мантры наоборот, например, «Ом Мани Падме Хум» как «мух-ем-пад-ни-мо» .

Как правило, исследователи не противопоставляют левостороннею и правостороннею свастики, и считают ее символизм единым. Рене Генон: «Основные традиции человечества (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.) содержат как право, так и левостороннею свастику, которые оцениваются не по шкале «добро-зло», а как две стороны единого процесса.

Однако символизм правостороннего и левостороннего движения хорошо вписывается в учение о двух силах в природе и вполне может соответствовать «пути правой руки» и «пути левой руки», поэтому гипотеза о разном символизме свастик может также иметь место.

Левосторонняя (вращение по часовой стрелке) свастика может рассматриваться как символ начала и созидания, правосторонняя — символ конца. В Китае, ориентированная по часовой стрелке свастика отождествлялась с силой ян, против часовой стрелки с силой инь. По часовой стрелке — символ отцовства, против — материнская.

На тибетских танках правосторонние и левосторонние свастики часто размещаются поочередно по углам танки, по периметру, символизирующему непрерывный круг перерождений: начало — конец — вновь начало и вновь конец. Правостороннюю свастику кладут на грудь посвященным после их смерти.

«Некоторые школы мусульманского эзотеризма, которые придают кресту огромное символическое значение, называют «божественной стоянкой» центр этого креста, определяемого как место, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия» . Центр свастики одновременно рассматривается как точка начала, исхода, а также как и точка конца, завершения. Можно встретить соответственно этому определения центробежной и центростремительной свастик.

Вращательное движение подчеркнуто в кресте Джайна («четвероногий крест»), в котором изогнутые части креста изображаются ступнями человеческих ног.
Вращательное движение по часовой и против часовой стрелке по эзотерической теории отражает существование двух источников сил в мире.

Левосторонняя свастика (вращение вправо: по часовой стрелке, концы свастики изогнуты влево) — символ Агарти или изначального духовного центра, путь правой руки: означает естественное начало, естественный ход вещей, невмешательство в дела человечества, духовное развитие, белая магия, источник силы, порожденный созерцанием, считается символом благих намерений (левосторонняя свастика распространена в индуизме и у индоариев).

Путь правой руки (дакшина-марга) символически ассоциируется с югом. Он далек от крайностей и придерживается правил ведийского социального поведения. Этот путь предначертан каждому человеку от рождения, и свернуть «влево» можно лишь посредством соответствующего посвящения .

Правосторонняя свастика (вращение влево: против часовой стрелки, концы свастики изогнуты вправо) — символ Шамбалы, путь левой руки: означает конец естественного хода вещей, подчинение и управление силами природы и человечеством, кто заключит союз с Шамбалой — станет владыкой мира, черная магия, источник силы, порожденный материальным развитием, считается символом вредоносной магии (правосторонняя свастика распространена в бон-по, принята официальным символом нацизма).

В практике тантры путь левой руки допускает: ритуальный половой акт с посвященной женщиной, употребление возбуждающих и наркотических средств и алкогольных напитков. По свидетельству известного исследователя индийской культуры, автора книги «Тантра» Г. Фёрштайна путь левой руки (вама-марга) связан с севером и ассоциируется с достижением освобождения и овладением силой (паранормальными способностями). Практически все тантры этого ответвления были утеряны, и современные практики знают о них лишь по названиям.

В тантре путь левой руки известен под названием «Вама-акара», путь правой руки — «Дакшина-акара». Высшей формой духовной практики, являющейся синтезом практик школ правой и левой руки является путь школы «Каула-акара».

Фундаментальный принцип в тантре — «Колесо времени» вечно вращается по часовой стрелке, по ходу солнца. Ось этого колеса закреплена на вселенской горе Меру. В современных представлениях свастика — знак солнцеворота, т.е. времени года — прибывания или убывания продолжительности светлого дня. Возможно, знак земли — древней полярной прародины ариев, где день и ночь длилась по полгода, или изначального духовного центра.

СЕРГЕЙ ВОЛКОВ

Это интересно

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *