Центр Мира. Гора Меру

gora-meru1Священная гора Кайлас с обителью на вершине бога Шивы в представлении верующих символизируют мировую гору Меру, и подобно этой горе связывает мир живых с миром Богов. В индуской традиции Мироздание часто изображается в форме лотоса, из центра которого возвышается Меру – «Полярная гора», на вершине которой располагается рай великого бога Индры.  Восхождение на Килиманджаро. На буддийских мандалах – картах космоса в центре также находится гора Меру, иногда ее называет Сумеру, вокруг которой расположено четыре больших острова – «двипа», и за ними восемь малых двипа. В Монголии до сих пор можно встретить обо, сооруженное по буддийской символике и отражающее представление об устройстве мира, вокруг большого каменного тура, символизирующую мировую гору Меру, располагаются по сторонам света двенадцать малых пирамид камней, соответствующих 12 двипам – островам или частям мира.


В мифологии индуизма и буддизма Меру – священная гора, находящаяся в центре Вселенной. Оккультные учения помещают ее в самый центр северного полюса Земли. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывают небожители и проживали величайшие боги самых ранних ведийских времен.

В более поздних индийских мифах, Меру уже присутствует в перечне 16 гималайских вершин, уцелевших во время потопа, и возвышающихся над водой. Хотя среди современных названий гималайских вершин есть вершина Меру, в представлении современных индусов наиболее священной считается гора Кайлас, которая почитается подобно мировой горы. В некоторых публикациях можно прочитать о тождестве Кайласа с мировой горой Меру, хотя будет правильнее говорить лишь о подобии Кайласа мифической горе Меру. Во всех первоисточниках гора Меру помещается на далеком севере.

Аналогичные представления можно встретить у алтайских народов, у которых также бытует представление о горе Белуха, как о горе Меру. Еще недавно эта гора у алтайцев называлась Уч-Сумеру. Перенос удаленных мифических мест и сказаний в область своего проживания свойственен большинству народов древности. В мировой истории можно найти множество примеров почитания близлежащих гор, на которых по представлению местных жителей обитали главные боги. Для греков такой горой был Олимп, для зароастрийцев – Демавад, для японских синтоистов – Фуджи, для христиан-иудеев – Арарат и гора, где Моисей получил откровения Бога – Синай, для тибетцев – Кайлас, у индусов – Меру, у иранцев – Хара. Из перечисленных гор местоположение первых точно известно на земле, что касается мифических гор Меру и Хара, считается, что мифы о них восходят к доарийским временам, и под этими горами подразумевалась одна «полярная гора», расположенная на далеком севере. Вывод о тождественности иранской горы Хара и индийской Меру сделан на основании сравнительного анализа иранских и индийских мифов, кроме этого найдены письменные средневековые документы, в которых иранское название горы Хары используется для обозначения индийской Меру. Общие корни мифов о горах Меру и Харе ведут к древним ариям, предположительно, проживавшим ранее в Восточной Европе, от Черного моря до Урала и часто контактирующих с жителями севера. От ариев знание о северных землях пришло позднее к иранцам и индусам.

Древний индийский эпос описывает земли лежащие за Гималаями: хребты Тибета и Памира, пустыни Средней Азии, непроходимые леса и характерные детали для полярных областей и арктических феноменов – неподвижная Полярная звезда, звезды не восходят и не заходят, но вращаются в горизонтальной плоскости, завершая каждый свой круг за 24 часа, созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, солнце встает лишь раз в году, день и ночь длятся по шесть месяцев, полярное сияние, область долгого мрака, плененные воды, страшная стужа и т.д. На краю этой области высятся горы Меру, северный склон которых – побережье Молочного моря – великого Северного океана. В древних индийских текстах «Махабхарате» говорится: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, все подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь (над горой) восходят Семь божественных риши во главе с Васиштхой (созвездие Большой Медведицы)». Представление, что вокруг Меру вращаются все светила, а на ее вершине пребывают всесильные боги – Индра, Брахма, Шива, Вишну было общепринятым в древнеиндийской традиции. Рай главного бога индусов – Индры располагался на самой вершине Меру. На ней был построен великолепный дворец Индры, в саду которого произрастала сома – священный напиток бессмертия.

Суть напитка сомы не вполне ясна до сих пор. В описании этот напиток обладает пьянящим свойством и изготавливается в процессе брожения из вьющегося растения. Некоторые исследователи связывают его с хмельным напитком из вьющегося хмеля, другие полагают, что он содержал сок эфедры, но это нельзя соотнести с массовым испитием его членами племени (что описано в Ведах) – эфедрин в больших дозах очень опасен. В гимнах упоминается в связи с сомой и молоко, и кипячение напитка, что наводит на мысль о возможной возгонке напитка из перебродившего молока – такой способ приготовления опьяняющего напитка известен у многих кочевых скотоводов, у бурят этот напиток называется тарасун. Лингвисты, название священного напитка ариев – сома, связывают с корнями в финно-уйгурском языке, означающими настойку из мухоморов.

В 1-й книге «Махабхараты» описано происхождение амриты (сомы) – напитка бессмертия. На главной вершине горы Меру, носящей имя – Мандара, боги во главе с Брахмой и Вишну решили создать напиток бессмертия. В тексте говорится, что боги использовали вершину Мандара, как мутовку для взбивания океана, в результате из выделения разнородных соков из трав и деревьев образовалась амрита: «… и стали сбивать воду для получения амриты. В то время как боги и асуры пахали океан посредством Мандары, там поднялся великий шум, подобный громыханию чудовищных облаков. Там различные водяные обитатели, раздавленные великой горой, сотнями находили свою гибель в соленой воде. Разнообразнейших тварей из мира Варуны. А также обитателей нижних областей мира, привела к уничтожению та гора, опора земли. Между тем как она вращалась, могучие деревья, населенные птицами, сталкиваясь друг с другом, падали с вершины горы. И огонь, возникший от трения их, полыхая ежеминутно пламенем, будто синее облако – молниями, окутал гору Мандару. Он сжег слонов и львов, оказавшихся там. Также расстались с жизнью и всевозможные другие существа. Затем Индра, лучший из бессмертных, погасил всюду тот ожигающий огонь водою, рожденной из облаков. После того в воды океана потекли разнородные выделения из могучих деревьев, а также множество соков трав. Именно от питья тех соков, наделенных бессмертною силой, а также от истечения золота боги достигли бессмертия».

Античная традиция, подтверждает, что в Скифии бытовало представление, что земля повышается к северу. В представлении индийцев, иранцев и скифов все великие реки текли со священных северных гор. Представление о высоких северных горах, протянувшихся с запада на восток по берегу северного океана отражены на карте к «Географии» Птоломея, изданной в Риме в 1490 г. Это ошибочное мнение было распространено вплоть до XV– XVI вв.

В своем труде «Индия» Абу Рейхан Бируни «Индия» пишет: «Мы начнем с описания этой горы, поскольку она есть центр двип и морей и [также] центр [одной] из них, Джамбу-двипы. Брахмагупта говорит: «Многообразны высказывания людей относительно описания Земли и горы Меру, в особенности тех, кто изучает пураны и книги по религиозному закону. Одни из них описывают эту гору как возвышающуюся над поверхностью Земли на необычайную высоту; она находится-де под полюсом и звезды вращаются у ее подножия, так что восход и заход зависят от нее, и она-де называется Меру из-за того, что это в ее власти, и из-за того, что только ее вершина благодаря своей мощи может [скрывать и] открывать [Земле] Солнце и Луну, что будто день ее обитателей из ангелов длится шесть месяцев и их ночь [также длится] шесть месяцев. В общем, особенности местонахождения этой горы известны нам только по логическим доводам. О самой же горе они знают только из предания, все равно, считают ли они ее высотой в одну йоджану или больше, четырехугольной или восьмиугольной. Теперь мы приведем, что говорят об этой горе риши. В «Матсья-пуране» сказано: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре ее стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны ее белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны – красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны – желтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны – черный, подобно цвету шудр. Высота ее 86 000 йоджан, из которых в земле находится 16 000. Каждое ребро четырех ее сторон [составляет] 34 000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарасами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоем Манаса, а вокруг этого водоема с четырех сторон [обитают] локапалы, а они – хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам [?], Рикшабам [?], Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди.

Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой [обитают] ракшасы, пишачи и якши; Хемакута – из золота, на которой [обитают] гандхарвы».

В индийском эпосе «Махабхарате» Меру – это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина именуется Мандара. «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру. Рай великого бога Индры располагался на ее вершине. С этих гор ниспадают великие реки, текущие в золотых руслах. У подножия Меру – «обители богов находится Молочный океан, а перед великими горами Меру раскинулось песчаное море. Мифологические представления скифов, индоиранских племен помещали Меру на севере в полярной области, в области мрака и снега, «где вращаются звезды, Луна и Солнце». В представлении древних людей горы протягивались с запада на восток. Общими для этих мифов сюжетом являлось описание сказочной обители за священными горами – «страны блаженных». Священная обитель находилась на северном склоне Меру, на побережье Молочного моря – Северного Ледовитого океана.

«Махабхарата» так описывает гору Меру: «Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода – день, полгода – ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа («Светозарный Белый остров»)2. Эта страна описывается, как: «страна вечного счастья», «повсюду стада антилоп и стаи птиц», «племя не знает ни болезней, ни слабости возраста», «уйдя туда, вновь в этот мир не приходят», «на подступах у гор Меру лежит пустыня, область мрака, где грифы стерегут золото». Это – «Земля избранных», «Земля святых», «Земля блаженных». Сюжетные детали очень схожи с более поздним описанием Шамбалы в тибетских мифах.

«В отдаленном северном краю, высоко на вершинах Меру и на его склонах у берегов Молочного северного океана, находилась обитель богов и страна «блаженного народа». Из земного мира сюда могли попасть лишь избранные праведники, и то лишь после окончания своей жизни. Там был рай бога Индры: «Уйдя туда, вновь в этот мир не приходят». Живыми в ту страну могли вознестись, как считали древние индийцы, лишь некоторые прославленные герои или мудрейшие риши. Но попадали они сюда чудесным образом, по божественному соизволению, лишь на крыльях священной птицы гаруды. Иначе никто из людей не мог попасть в ту далекую страну. Высоко над злом возвышается страна «вечного счастья. Здесь не холодно и не жарко. Покрытая рощами и лесами земля производит обильные плоды, повсюду стада антилоп и стаи птиц, все благоухает ароматами цветов. Здесь не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный. Здесь не может быть войн и сражений. Люди этой страны все равны между собой, не знают забот и горя; наслаждаются всеми благами жизни».

Вишну-пурана считается одним из самых авторитетных писаний индуизма.
В ней содержится обширный материал по философии, космогонии и теологии индуизма, в т.ч. сообщается и о горе Меру: «Внутренней оболочкой наделенного великим Атманом (мирового яйца) была (гора) Меру, а внешней оболочкой – горы; околоплодные воды образованы океанами. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, боги, асуры и люди. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделенными десятью качествами и великим принципом творения».

Яйцо Брахмы заключает в себе весь мир и состоит из нескольких зон, или миров. Все миры объединяются в три большие группы: верхние миры (включая землю), подземные миры и ады. Верхние миры состоят из высших или райских миров, где обитают боги небесных миров и земного мира.

Центр миров – гора Меру. Она возвышается над верхними райскими мирами. Под ними расположены семь концентрических островов-континентов. Центральными из них является круглая и плоская земля Джамбудвипа. Второй континент по названию Плакша (или Гомедака) омывает море патоки (или сока сахарного тростника Икшу). Третий континент Шалмала опоясан винным морем Сура. Четвертый континент, названный Куша окружает море очищенного масла Сарпис. Пятый континент, носящий имя Краунчха – море простокваши Дадхи. Шестой континент Швета-двипа омывает молочное море Кшира (или Дудха). Седьмой континент Пушкара окружен огромным круглым морем чистой воды Джала. Это море граничит с землей высочайших гор Локалака, которая отделяет видимый мир от мира тьмы. За горами Локалока простирается зона вечной ночи, а далее-внешняя поверхность (скорлупа) мирового яйца.

Такова общая для пуранических памятников (а также и для эпоса и для Упанишад) схема строения мирового яйца. Однако количество и названия различных миров в пуранах могут варьироваться.

«Гора Сумеру, по космологии буддизма, состоит из четырех драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Согласно этому ламы по четырем сторонам возвышения, делаемого на мандале и долженствующего изображать гору Сумеру, вставляют отдельные кусочки серебра, ляписа, лазурита, яхонта и золото».

Из интервью Далай-лама XIV в Бодхгайе в 1983 г.: «Во многих текстах присутствует упоминание о горе Меру. Утверждается, что она расположена в центре Земли. Но, если бы она действительно там находилась, то, следуя описанию, приводящемуся в священных текстах, ее можно было бы обнаружить. По крайней мере, мы должны были бы получить некоторые указания относительно ее местонахождения. Однако таких указаний нет. Следовательно, мы должны интерпретировать это утверждение не в буквальном смысле, а как-то по-другому».

Одним из главных создателей «арктической теории происхождения индийцев» был известный политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1856–1920). Его знаменитая монография «Арктическая родина в Ведах» остается часто цитируемой до настоящего времени. Согласно его теории в доледниковый период климат арктических районов был теплым и благоприятным для проживания человека. С наступлением неблагоприятных изменений в климате этого региона арии мигрировали на юг, в Индию. Данные, накопленные современной наукой, опровергают эту гипотезу и в настоящее время больше приверженцев у теории о прародине древних ариев на Южном Урале. Однако, многочисленные сообщения в древних индийских источниках об особенностях арктических областей, подробно рассмотренных в фундаментальном труде «Индия» среднеазиатского ученого Абу-Рейхан Бируни (973–1048), приводят к выводу о контакте древних ариев с жителями севера.

«На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли». «У богов и день и ночь – (человеческий) год, опять разделенный надвое: день – период движения солнца к северу, ночь – период движения к югу».

В Авесте, в священной книге парсов описаны аналогичные картины полярного характера: «Что они считают днем, то есть год. … Там звезды, месяц, солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем».

В буддийской космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. Возможно, фрагменты этих мифов легли в рассказ Е. Блаватской о Швета-двипе – Белом острове, который она в своей «Тайной доктрине» перенесла с северного Молочного моря в центральные районы Азии в пустыню Гоби и почему-то назвала Шамбалой. В индийской Ригведе и иранской Авесте дается точное указание местонахождения горы Меры на северном полюсе, это представление было общепринятым в древнеиндийской традиции. Версия Е. Блаватской («Тайная Доктрина») о местонахождении «лучезарного острова» – Швета-двипы на месте бывшего внутреннего моря Азии на территории современной Гоби, не совпадает с общепринятой гипотезой о его заполярном местонахождении. Параллели в содержании мифов о Белом острове и Шамбалы очевидны и имеют, по мнению исследователей, общие корни в древней Индии.
Сергей Волков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *