Берендеи, печенеги, торки — на службе у русских князей

Картинки по запросу черные клобуки

История Древней Руси хранит еще массу загадок. Одной из них является дошедшая до нашего времени информация о черных клобуках — таинственном этническом образовании, сыгравшем значительную роль в XII-XIII веках.

Современные историки черными клобуками называют племенной союз тюркоязычных народов (торков, берендеев, ковуев, части печенегов и других), которые в XII-XIII веках служили русским князьям и охраняли южные рубежи русских земель. Вислоусые, одетые в распашные приталенные одежды воины резко отличались от русских крестьян. Но только их головной убор — черные войлочные шапки — вошел в русскую историю как отличительный знак степного воина.

Верные торки

Русь не могла в одиночестве противостоять многочисленной и стремительной коннице кочевых народов, постоянно тревоживших ее границы. Поэтому закономерно, что в середине X века у нее появился надежный союзник, знавший все премудрости степной войны, — торки. Поселившись на Засечной черте, они со временем смешались с другими народами, передав им свое воинское искусство.

В 965 году князь Святослав при помощи союзных торков и печенегов разгромил хазар. После его гибели в 972 году на Днепровских порогах они встали гарнизонами в степных крепостях на границе Руси. Ближе к концу X века уже известно о служилых воинах-торках на самой Руси. В 985 году они участвовали в успешном походе князя Владимира Святого на Волжскую Булгарию и Хазарию. Наконец, в 993 году на левобережье Днепра печенегам было нанесено сокрушительное поражение. И вновь на острие удара была конница торков.

В XI веке началось переселение половецких племен, которое сопровождалось захватом чужих кочевий, уничтожением и ассимиляцией соседних племен. Сильнейший удар был нанесен и по торкам, которые, спасаясь от гибели, начали расселяться вдоль южной границы Руси. Они осели вдоль границ Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств. Размер кочевых орд обычно колебался от 20 до 40 тысяч. Орда состояла из пяти родов — семейных союзов. У печенегов и торков они назывались куренями. Курень состоял из больших семей, или веж, по 35-40 человек.

Со временем выросло число степных этносов, входивших в черноклобуцкий союз. Помимо торков, печенегов и берендеев, в русских летописях часто упоминаются объединения ковуев, турпеев, каспичей и бастиев. В «Слове о полку Игореве» перечисляются объединения монгутов, татранов, шелбиров, топчаков, ревугов и олберов.

Хотя они постепенно смешивались со славянским населением, образ жизни их не менялся. Вся домашняя работа лежала на плечах женщин. Помощниками у них были подростки и старики. Мужчины практически все время находились в седле: охраняли и пасли стада, ходили в степные рейды, патрулировали границы.

Безусловно, степное население Поросья испытывало и влияние христианства. Однако победить вековые традиции кочевников новая вера так и не смогла. Об этом свидетельствует устойчиво языческий погребальный обряд, которого придерживались поросские пастухи вплоть до монголо-татарского нашествия. Но в Черниговском и Переяславском княжествах пришельцы растворились в русском окружающем населении значительно больше. По-видимому, подавляющее большинство торков и ковуев все же приняло христианство.

Безжалостные слуги

Большую роль в формировании кочевнического заслона сыграл умный и дальновидный русский князь Владимир Всеволодович Мономах. Не случайно все первые упоминания об этих кочевниках связаны именно с его именем.

Согласно византийским источникам, на юге Руси в середине XI — первой половине XII века осело три племенных объединения (орды), насчитывавших от 60 до 100 тысяч человек. Одномоментно они могли выставить 12-20 тысяч опытных воинов. Они встали сплошной пограничной линией на южнорусских рубежах, создав достаточно надежный заслон, который половцы постоянно пытались прорвать.

Стабильному положению Руси мешала ожесточенная грызня князей за власть. После смерти Владимира Святого они стали использовать степняков в непрекращающихся междоусобицах. В средствах не стеснялись. Так, в одной из летописей сообщается о поваре князя Глеба под «именем Торчин», который зарезал юного князя по приказу «окаянного Горесара».

Аналогичные «дела» поручались и «отроку» Владимира Мономаха по имени Баидюк. В 1095 году он пригласил половецкого хана Итлара в баню, где его и убили. Известен также и «торчин именем Береньди», выколовший глаза князю Васильку в 1097 году. Это происходило потому, что черные клобуки присягали не княжеству вообще, а конкретному князю, которому никогда не изменяли.

Черные клобуки славились своей экипировкой. Им приписывается большинство найденных в раскопах шлемов с личинами. Использовали они и кольчуги. В бою их ноги, как и у половцев, защищали высокие кожаные сапоги, усиленные внутри стальными пластинами. Основным древковым оружием являлась пика с заостренным металлическим подтоком. Она практически без изменений просуществовала до конца эпохи кавалерии.

Мечи черные клобуки не использовали, предпочитая сабли, которыми владели виртуозно. В бою применяли и боевые топоры с утяжеленными обушками. Они были двух видов: чекан с узким и слегка загнутым к рукояти лезвием и келепа (клевец) с клювовидным граненым лезвием. Это оружие применялось для пробивания тяжелых лат и шлемов.

Всего лишь в одном случае при раскопках была обнаружена булава. Она находилась в погребении вождя и, скорее всего, являлась не боевым оружием, а символом власти. Черные клобуки в совершенстве владели и мощными степными луками, которыми поражали противника на большом расстоянии. Предполагают, что у них были легкие щиты из обтянутого кожей тростника без каких-либо металлических деталей. Но подобные изделия не могли сохраниться в захоронениях.

Благодаря традиционному делению степняков на орды, куреня и вежи, из черных клобуков удалось легко создать линию военных поселений. Однако она не смогла защитить Русь, когда возникла страшная угроза с востока.

Роковое предупреждение

В 1223 году в половецких степях неожиданно появились крепко сбитые всадники на маленьких выносливых лошадках. Это были монголы, посланные Чингисханом в разведывательный поход под командованием двух его верных полководцев — Субэдэя и Джэбэ. Донские и приднепровские половцы обратились за помощью к русским князьям. Их посланцы говорили буквально следующее: «Не поможете нам — нас уничтожат сегодня днем, а вас — завтра утром». На совете в Киеве было решено дать бой незваным пришельцам.

Весной 1223 (по другим данным — 1224) года объединенное русско-половецкое войско переправилось через Днепр. Передовой отряд вел легендарный князь Мстислав Удалой, праправнук Мономаха. Под его началом были собственные дружинники, черные клобуки и союзные половцы. Он внезапным ударом разгромил передовую тысячу монголов. Девять дней длилось преследование и стычки с отступающими врагами. Первые сшибки показали, что черные клобуки владеют луком ничуть не хуже монголов.

Подойдя к степной реке Калке, конница Мстислава сбила заслон монголов и переправилась через реку. Но здесь она столкнулась с основными силами врага, и передовой отряд начал сечу. Вскоре в бой вступили полки Олега Курского и Мстислава Немого. Охраняемый черными клобуками, мужественно рубился Мстислав Удалой…

Когда Мстислав Удалой вывел полки на основные силы монголов, началась еще более жестокая сеча. Но соратники на выручку передовому русскому отряду так и не пришли, а степные союзники — половцы хана Котяна — не выдержали лобовой рубки и обратились в бегство. Огородившись телегами, князья заняли круговую оборону и три дня отчаянно отбивались от монгольской конницы. Трагедия завершилась, когда они поверили ложным обещаниям и сдались. Но практически все пленники были зверски казнены. Лишь черные клобуки вместе с курскими дружинниками, прикрывая раненых князей и неся большие потери, все же прорвались к Днепру.

Русь в очередной раз не вняла страшному предупреждению. Мстислав Удалой отошел от политики и поселился в Поросье у черных клобуков, где и умер в 1228 году. А в 1236 году последовал поход монголов в Восточную Европу, в результате которого Восточная Русь вошла в состав Золотой Орды. Сведения о черных клобуках исчезают в XIII веке. Считается, что часть из них была переселена монголами в Поволжье и Молдавию, а другая часть так и осталась в Поросье и со временем была ассимилирована местным славянским населением.

Евгений ЯРОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *