Мидия: Тайны и загадки истории

 

мидийцыМидийцы спасли своё царство хитростью?

Мидия была плодородной страной, располагавшейся к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией на севере и Персией на юге. Её северная часть называлась греками Атропатеной, или Малой Мидией, а южная — Большой Мидией. Главными городами были Рагес на севере и Экбатана — на юге. После долгого рабства под игом Ассирии мидийцы восстали и добились независимости в 7-м веке до нашей эры. Они оставались независимыми до соединения с Персией в царствование Кира. Так возникла Мидо-Персидская мировая держава. С этого времени у обоих народов наблюдалось стремление к единообразию обычаев, богослужения и культуры. Из древних письменных источников можно заключить, что мидийцы, персы и бактры когда-то составляли один народ с общим наречием и одной религией, поклонялись высшему существу в образе огня, чтили звёзды, но больше — солнце и луну.

«Тёмная» история

«История мидян темна и непонятна» — именно эта фраза открывала главу, посвящённую истории Мидии, в одном из учебников по древней истории 19-го века. Она оказалась пророческой. Дело в том, что в течение 19-20 веков существовало мнение, что Древняя Мидия представляла собой огромную империю, которая включала в себя Верхнюю Месопотамию, коренную территорию Ассирии, Персию, Элам, Дрангиану, Парфию, а также Малую Азию до реки Галис. Согласно античным источникам, она существовала с 612 до 550 года до нашей эры, то есть от времени разрушения ассирийской столицы Ниневии и до победы персов над мидийцами. Однако в конце прошлого века историки стали перекраивать карту Ближнего Востока 1-го тысячелетия до нашей эры. Некоторые из них начали исключать из состава Мидии Персию, Элам, Ассирию, Армению, Каппадокию, Парфию и другие её предполагаемые провинции и вассальные царства. По их мнению, Мидия являлась примитивным государственным образованием, влияние и контуры которого ограничивались территорией города Экбатаны с прилегающей областью. Но другие историки до сих пор придерживаются традиционных представлений, основанных на античной традиции. Действительно, как можно игнорировать надписи ассирийских и вавилонских царей, Библию и труды Геродота, Бероса, Страбона, Ктесия и других античных историков?

Доказано, что в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до нашей эры на территории Северного Ирана расселились ираноязычные племена, которые впоследствии мирно ассимилировались с местным населением. Уже с 9-го века до нашей эры ассирийские клинописные тексты упоминают все население Ирана под общим названием «мадаи» («мидийцы»). С ними ассирийцы вели упорную войну, совершая многочисленные грабительские походы. В конце 9-го — начале 8-го века до нашей эры Мидия была завоёвана Ассирией.

Однако иноземная экспансия ускорила консолидацию мидийских племён и привела к появлению первых государственных образований. В этот период начинают образовываться мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Манна. Мидийское общество вступает в новую эпоху классообразования и создания рабовладельческого общества. Около 673 года до нашей эры мидийцы, которых возглавил некий Кашта-рити (Геродот называет его Фраортом), восстали и обрели независимость.

Съеденный ученик и изгнание скифов

 

По Геродоту, самостоятельное мидийское царство существовало 150 лет, при 4 царях (другие историки называют 10 царей). При Фраорте была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, под стенами которой он и погиб. Его преемником стал Киаксар (625-585 годы до нашей эры) — наиболее могущественный мидийский царь. При нем Мидия превратилась в первую страну Древнего Востока. Он объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатане, создал сильную регулярную армию, реорганизовав её по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), и опять пошёл на Ниневию. Но на этот раз она была спасена скифами, которые выступили союзниками ассирийцев и разбили мидян. Над страной на 28 лет установилось скифское господство. За это время скифы своей наглостью и бесчинством привели страну в полное расстройство.

Всеобщее разорение и страх перед новыми скифскими набегами поставили местное население на грань выживания. Казалось, что этот жестокий народ ещё столетия будет властвовать в регионе. Но Киаксар решил проблему в духе своего времени. Он пригласил на пир самых знатных скифских вождей. Столы ломились от еды и вина. Когда же захмелевшие скифы утратили остатки осторожности и затянули боевые песни, прославляющие свои подвиги, охрана дворца неожиданно набросилась на них и перебила неспособных уже обороняться гостей. Так, свидетельствует Геродот, мидиицы спасли своё царство. После этой вероломной резни они быстро предприняли несколько военных акций, в результате которых деморализованные скифы потерпели полное поражение.

Ослабленное Скифское царство было вынуждено признать свою зависимость от Мидии. Часть скифов осталась служить у Киаксара, часть ушла обратно в причерноморские степи. Легенда гласит, что месть скифов за вероломство была достойной. Царь Мидии поручил им царскую охоту и даже доверил обучение стрельбе из лука своих сыновей. Однажды скифы вернулись без дичи, и рассерженный Киаксар обрушился на них с оскорблениями. Скифы не снесли унижений. В отместку они убили одного из учеников, разрезали тело на куски и подали царю под видом освежёванной дичи. Прежде чем Киаксар узнал страшную правду, они бежали к лидийскому царю Алиатту, что привело к войне между Мидией и Лидией. Она вспыхнула в 590 году до нашей эры и окончилась только через пять лет, когда решающее сражение было прервано солнечным затмением. Большинство уцелевших скифов бежало за Кавказский хребет, разграбив предварительно земли Урарту. С их уходом переднеазиатские народы избавились от непредсказуемого и агрессивного соседа.

Великая страна зороастриицев

Киаксар, расширив Мидию до её крайних пределов, умер в 585 году до нашей эры. Большая и могущественная держава досталась по наследству его сыну Астиагу (584-550 годы до нашей эры), ставшему её последним царём. Мидия, по-видимому, была довольно рыхлым государством, в котором значительную роль играла племенная аристократия. Потомки мидийских вождей сильно ограничивали царскую власть, проводившую прогрессивную политику объединения страны. Персидский царь Кир поднял мятеж против Астиага и после трёхлетней войны овладел всем Мидийским царством, основав державу Ахеменидов (550 год до нашей эры). При Дарий Мидия вошла в состав 2-й персидской сатрапии, и персы заимствовали от мидян многие элементы культуры. Например, географ Страбон считал персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Мидийцы имели длинные волосы и бороды; как персы, да и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — короткий меч-акинак, отличительный признак свободного мужчины.

Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетёными,
обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей и использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие всадников и коней. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя на ассирийской колеснице, — обычай, перенятый впоследствии персами.
О мидийской культуре известно мало. Ещё совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь же в 70 км от современного Хамадана (древние Экбатаны) найден храм огня 8-го века до нашей эры, построенный в форме ромба. Среди мидийцев был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией. Недаром зороастрийские священнослужители-маги происходили из мидийского племени. Из их среды (как предполагают, ещё до Кира) явился Заратустра (или Зороастр), как реформатор старинного, но забытого служения свету. Вероятно, в тот период зороастризм и начал делать успехи среди западных иранцев.

В греко-римской традиции Мидия включалась в схему преемственности империй. В неё входили Ассирия, Мидия, Персия, а позднее и Селевкидская империя. Поэтому не будем лишать Мидию её выдающейся роли в истории.

Журнал: Загадки истории — №34, 2014 год
Автор: Евгений Яровой

Это интересно

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *