Половецкие каменные «бабы» — наследие предков

Похожее изображение

Каменные бабы – это такие мегалиты (или большие каменные статуи), которые олицетворяют воинов, в частности женского пола. Некоторые считают, что они символизировали победу кочевников над степью. Однако есть и другие мнения, например, что они были идолами-оберегами для древних людей. В Азербайджане же каменные фигуры, как считается, были своеобразной отметкой площади проживания тех или иных племен. Бытует и другая точка зрения, основывающаяся на том, что статуи играли культовую роль, олицетворяли предков.

Как назывались у славянских народов каменные бабы? На самом деле, названий было очень и очень много. Вот некоторые из них: «девка камена», «человек камен», «мамаям», «болван», «балбалы».

Существует определенная классификация каменных статуй, которые сегодня встречаются в России и за ее рубежом. Если брать за основу время создания мегалитов, то это:

  1. Человекоподобные стелы бронзового века, то есть относящиеся еще к прошлой эре.
  2. Скифские статуи.
  3. Половецкие каменные бабы.

По внешнему виду каменные фигуры могли быть сидящими и стоящими, а также женскими и мужскими. Что касается стел, то они представляли собой нечетко проработанные статуи, однако и в них можно было определить половую принадлежность.

Немного истории
Впервые в письменных источниках о подобных каменных статуях упоминается с 12 века. Однако, по данным археологическим, датируются мегалиты 6-3 тысячелетиями до нашей эры.  По разным данным, изначально появились статуи на территории между Иртышом и Дунаем, изображающие мужчин с усами, в одной руке у которого чаша, а в другой – оружие. Постепенно стали появляться и женские статуи (в Киргизии), которые держали в руках чашу. В 11-13 веках на землях южных степей каменных баб стали устанавливать половцы на курганах.

Картинки по запросу половецкие бабы

По сей день эти каменные менгиры сохранились в России и не только. Где же их больше всего?

  • Степная полоса России.
  • Южная Сибирь.
  • Азербайджан.
  • Восточная Украина.
  • Германия.
  • Средняя Азия.
  • Монголия.
  • Казахстан.
  • Алтай.

Как уже было сказано, есть мегалиты, изображающие человека, называемые скифскими. Именно эти народы, как гласит история, первыми стали устанавливать их на погребальных памятниках. Вообще скифы являлись ираноязычными племенами, захватившими господство в русско-украинских степях в первом тысячелетии до новой эры.

Скифские каменные бабы на территории России и не только стали привлекать особое внимание ученых с восемнадцатого века. А в середине 19 даже была составлена первая карта с обозначением местонахождения каменных баб. Помимо скифов, возведением этих статуй занимались и половцы и, возможно, другие народы. Подробнее поговорим о статуях, которые ближе к нам по временному отрезку времени, о половецких.

Сразу стоит оговориться, что слово «баба, бабы» тут имеет несколько другое значение, ничего не имеющего общего с женщиной. Дело в том, что тюркское слово «балбал», от которого и происходит термин «баба», означает «пращур», то есть предок. У половцев (тюркоязычный кочевой народ) статуи имели священное значение, то есть были посвящены богам и предкам. Изготавливали их из песчаника серого цвета. Высота их могла быть различна, но в среднем варьировала от одного до четырех метров. Поражает масштаб распространения этих статуй: от юго-запада Азии до юго-востока Европы. По времени возникновения половецкие каменные бабы принадлежат 9-13 векам.

Устанавливали каменных баб на возвышенных участках местности, в том числе в курганных могильниках, в святилищах. Это еще раз подчеркивает важность их предназначения. Обычно в одном святилище было несколько статуй, причем обоих полов. Лица их всегда обращались на восток. В святилищах проводили поминальные обряды в честь предков (отсюда и название статуй). Интересно, что многие из каменных фигур были женскими. Это связано с тем, что образ женщины, как считалось, дает силу воинам, оберегает их, делает бессмертными и непобедимыми. И неудивительно, что этим статуям подносили жертвоприношения, в том числе в виде животных.

Разновидности половецких каменных фигур:

  • Человекоподобные статуи из длинных камней.
  • Мужские статуи с усами и бородой.
  • Мужские статуи с косами (прическа), сережками в ушах и украшениями на шее.
  • Мужские статуи, как бы облаченные в кафтан с поясом.
  • Фигуры с кинжалами или саблями.
  • Женские статуи с обозначением половых признаков, иногда с младенцем на руках.
    Каменные бабы с чашами, кубками и другими сосудами.

Изначально статуи были очень примитивны, даже без четкого начертания образа. Но постепенно на них более подробно вырезали и части лица, и тела, и дополнительны атрибуты. Причем наибольшего расцвета в плане оформления каменные фигуры достигли в двенадцатом веке. Тогда увеличилось и количество устанавливаемых статуй, и разнообразие их. Создавались фигуры в положении стоя и сидя, с чашами в руках. Наиболее четко в эти периоды старались начертать на камне костюм, украшения, оружие. Больше внимания уделялось и лицу: мужчины всегда изображались с усами и бородой, а женщины – круглолицыми, с мягкими чертами. Кстати, у последних обязательно выделялась грудь как орган кормления.

После покорения половцев монголами (в 13 веке) многие каменные статуи были уничтожены. Ведь тогда началась активная борьба с пережитками язычества. Однако еще несколько веков славяне поклонялись данным памятникам, думая, что они смогут повлиять на плодородие земель, на погодные условия и на благополучие человека в целом. До наших дней сохранилось около двух тысяч каменных баб.

Расположение каменных баб по регионам
Особый интерес представляет собой локализация каменных статуй. Местные жители республик и областей, в которых они сохранились, гордятся этими амятниками истории, культурными традициями своих предков. А многие и верят в силу каменных статуй, принося им дары и прося у них что-то для себя.

Каменные бабы в Крыму
Известны таковые в Алупке, на террасах Воронцовского дворца. Сегодня они являются достоянием курорта, к ним организуют экскурсии для туристов. Интересно, что есть каменные бабы Крыма, стоящие на исконном месте, а есть и перевезенные в другие уголки полуострова.

Каменная баба в Курской области
Другое ее название – Половецкий воин. Находится она в Алехинском заповеднике. Лицо у данной статуи не обозначено, а вот руки очень длинные. Вообще камень обработан очень грубо, опознавательных знаков почти нет.

Каменные бабы: Донецкая область
Находятся каменные статуи в музеях и заповедниках, так как являются охраняемыми объектами. Область славится тем, что в ней находится несколько десятков фигур. Самым известным является Донецкий краеведческий музей, в котором расположен целый парк половецких каменных баб.

Каменные бабы: Алтай
Алтай славится историческими памятниками, одни из которых – каменные бабы. Местные жители называют их «казер-таш». В Горном Алтае сохранилось около тридцати скульптур. Причем некоторые были вывезены в музеи разных городов России, часть же осталась на своих исконных местах. Каменные бабы, которыми не зря славится Алтай, оберегаются и охраняются как исторические и культурные памятники.

Каменная баба: Хакасия
Местные жители республики называют ее Улуг Хуртуях Тас, что переводится как большая каменная баба (бабушка). Находится она в музее-заповеднике Аскизского района. Село Аскиз, близ которого и находится каменная баба, стало настоящим туристическим местом. Датируется фигура четвертым-пятым тысячелетиями до новой эры. Хакасы считают статую священной, почитают ее. Высота каменной бабы составляет три метра, однако в настоящее время одна треть находится под землей. Изготовлена она из песчаника. Некоторые жители верят, что статуя помогает излечиться от бесплодия. И по сей день каменная баба в Хакасии имеет статус настоящего божества, которому оставляют дары.

via

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *