Великое переселение народов. Наследники степи II

xazaryначало здесь

Хазарам удалось создать одно из наиболее сильных в Восточной Европе политических объединений, которое по праву после арабо-кавказских войн VII–VIII вв. наследовало от тюрок определение «каганат». Борьба с арабами на Кавказе подтолкнула формирование не только Хазарского каганата, но и этноса средневековых хазар, который включил в себя ранних хазар, гуннов Кавказа и некоторые другие позднегуннские племена. Хазарский каганат образовался на основе коалиции племенных союзов Северного Кавказа, отражавших арабскую агрессию.

Ученые до сих пор не определили границы территории Хазарского каганата. Это можно сделать, изучая письменные источники и памятники археологии, но вопрос все равно остается спорным, потому что племена Хазарии в основном были кочевниками. Более точно известна территория собственно Хазарии — Западно-Прикаспийской степи между рекой Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Археологи считают, что найденные там курганные захоронения воинов-кочевников принадлежат самим хазарам. В других районах степи и лесостепи Восточной Европы таких погребений нет. Поэтому археолог и историк Б.А. Рыбаков считал, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою прибрел благодаря очень выгодному положению на важнейшем торговом пути(11). Его точка зрения основана на свидетельствах арабских географов и путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из других стран.

Другие исследователи считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры(12).

Картинки по запросу хазарский каганат
Но хазарский царь Иосиф западным рубежом каганата называл крепость Саркел (Белая Вежа) на Нижнем Дону. Кроме нее, у хазар известны города Баланджар и Самандар (по-ирански «белый дворец»), которые находились на реках Терек и Сулак, и Итиль в устье Волги. Вероятно, все они в разное время были столицами каганата. В отличие от Саркела, эти города пока не найдены археологами.

Согласно третьей точке зрения, территория влияния Хазарского каганата на протяжении большей части его истории ограничивалась на северо-востоке низовьями Волги, на юге – степями Приморского Дагестана, на западе Прикубаньем до Черного моря, включая некоторые области восточного Крыма. Период наибольшего могущества Хазарского каганата, когда славяне Днепровского Левобережья, согласно Повести временных лет, платили хазарам дань, был сравнительно краток и составлял не более полувека.

Одной из наиболее интересных проблем является вопрос о верованиях и религии хазар. Во время похода на Хазарию арабского полководца Марвана ибн Мухаммеда в 737 г. арабы взяли столицу Хазарии — Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал Марвану принять ислам. Однако этого не случилось. В Хазарию, расположенную на самом важномКартинки по запросу хазары иудеи в Восточной Европе VII–IX вв. Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII в. прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что некий хазарский князь Булан предпочел иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм.

И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. От тюрков хазары сохранили жесткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре нее находилась орда — ставка кагана, который «держал эль», т.е. возглавлял союз родов и племен. Высшим сословием были тарханы — родовая аристократия, а среди них самыми знатными — выходцы из рода кагана. Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII–VIII вв. ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал его соправителем (его стали называть каган-бек). К началу IX в. каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой. Теперь он назначался беком из людей определенной знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу. Гвардия, охранявшая властителей, была наемной и состояла из 30000 мусульман и русов.

IX в. стал временем расцвета Хазарии. В конце VIII — начале IX вв. потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, объявив иудаизм государственной религией. Несмотря на некоторое противодействие, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати. Именно тогда, очевидно, хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе волжских булгар, буртасов, славянские племена полян, северян, вятичей и радимичей. Но господство хазар было недолгим. Поляне быстрее всего освободились от зависимости; северян и радимичей избавил от дани хазарам Олег Вещий. Хазарский каганат не мог долго оставаться сильным государством, ибо транзитная торговля не являлась экономической основой для могущества в Восточно-Европейских степях.

Также было невыгодно господство Хазарии в Восточной Европе и для Византии. Когда в конце IX в. в Северное Причерноморье прорвались печенеги, византийские дипломаты сумели натравить этих кочевников на Хазарию. В конце IX в. после нашествия печенегов Хазарский каганат вошел в свои естественные границы, оформившиеся еще в начале VIII в., после чего начался процесс распада этого государства.

Кроме этого, каганат подвергался постоянным набегам русов. В 964–965 гг. киевский князь Святослав окончательно разгромил Хазарию. Были разорены Итиль, Самандар и Саркел, который вскоре стал русским городом Белая Вежа.

Картинки по запросу хазары иудеи

В конце Х в. Хазария перестала существовать. Остатки хазарских племен обосновались в Крыму, где уже через век смешались с местным населением.

По иной линии происходило развитие Волжской Булгарии — еще одного государства в Восточной Европе, которое также складывалось на кочевой основе.

Тюркская экспансия подтолкнула в концеVI – начале VII вв. становление в Северном Причерноморье крупного политического образования на кочевой основе – Великой Булгарии, объединившей ряд позднегуннских племен Причерноморья. Эти племена не находились в длительной зависимости от тюрок. Не имея никаких внутренних основ для поддержания единства, Великая Булгария распалась после смерти ее удачливого вождя Кубрата, которая произошла в правление византийского императора Константа II (641–668). После этого часть племен откочевала в Подунавье (там было образовано Первое Болгарское царство, с которого идет отсчет истории современной Болгарии). Орда, оставшаяся в Прикубанье, попала в зависимость от хазар. Еще одна орда перешла на правобережье Дона(13), откуда в течение конца VII – начала X вв. несколькими волнами продолжила миграцию на Среднюю Волгу и Каму. Эти территории населяли финно-угорские(14) и позднесарматские племена, как кочевые, так и оседлые. На основе этих племен и стала складываться новая этнополитическая общность, получившая известность как Волжская Булгария.

Картинки по запросу волжская булгария

Во второй половине IX–X вв. жители Среднего Поволжья перешли от кочевничества к оседлому земледелию, чему способствовали природно-климатические условия региона (обильно орошаемые черноземы лесостепи) и давние земледельческие традиции части местного населения. О ранней истории Волжской Булгарии сохранилось крайне мало письменных источников, но все они упоминают о многоэтничности Булгарии, представлявшей в это время конфедерацию племен. Эти сообщения подтверждаются и данными археологии(15).

Некоторое время в конце IX – начале X вв. Волжская Булгария находилась в подчинении Хазарского каганата. В начале Х в. хан Алмуш начал объединение племен Поволжья и борьбу с Хазарией. Алмуш избрал в союзники Арабский халифат, и потому в Х в. булгары приняли ислам и формально подчинились арабскому халифу как главе мусульман(16). Принятие одной из мировых религий – ислама – ускорило процесс объединения племен, образования государства и становления новой этнической общности.

Интерес и хазар, и арабов вызывало прежде всего местонахождение этого государства — на Волго-Балтийском торговом пути, той водной артерии, что связывала Восточную и Северную Европу с Востоком. Потому на территории Волжской Булгарии быстро росли города, соединявшие в себе средоточие торговли и ремесел и племенные центры. В сохранившихся наименованиях булгарских городов нашли отражение названия наиболее влиятельных племен Среднего Поволжья – Булгар, Биляр, Сувар. Булгар быстро превратился в крупный ремесленный и транзитный торговый центр. Этот город был столицей Волжской Болгарии в X–XI вв. Арабские географы и историки ал-Балхи, ал-Джайхани, Ибн Фадлан упоминают Булгар уже в Х в., русские летописи — несколько позже. Здесь чеканили свою монету, что свидетельствует о высоком уровне развития экономики, прежде всего ремесла (чеканка здесь началась раньше, чем на Руси). Из ремесел в Волжской Булгарии особенно развито было кожевенное дело. В эту страну привозили товары из стран арабского Востока, Кавказа, Индии и Китая, Византии, Западной Европы, Киевской Руси.

Один из летописцев «Повести временных лет», описывая Волго-Балтийский путь, не зря называет Волжскую Булгарию «пределом Симовым» (то есть пределом, с которого начинаются владения потомков сына Ноя Сима — мусульман). Волжская Булгария была конечным восточным пределом единой торговой территории, связанной своей денежной системой — фунтом Карла Великого (далее на юг купцы как валютой пользовались уже арабскими дирхемами). Основным русским торговым партнером Волжской Булгарии были северные и северо-восточные земли (Новгород, Владимир и др.).

Русские князья в X–XII вв. не раз совершали походы на волжских булгар. Первым попытался обложить их территории данью Владимир I Святой в 985 г., но, оценив силы противника, заключил с Волжской Булгарией мирный договор. В связи с этими событиями Повесть временных лет сообщает показательную для уровня развития Булгарии историю: «Идее Володимеръ на Болгары съ Добрыною съ воемъ своимъ… и победи Болгары. Рече Добрына Володимеру: «Съглядахъ колодникъ – оже суть вси в сапозехъ, симъ дани намъ не даяти. Поидемъ искать лапотниковъ»(17).

В целом, уровень развития булгарских городов, выявленный археологами, политическая активность булгар, зафиксированная в русских летописях и арабо-персидских источниках XI – начала XII вв., позволяют определить Волжскую Булгарию как раннее государство, отличительной особенностью которого стал синтез кочевнических и земледельческих традиций. Но дальнейшее его развитие было прервано в XIII в., когда Волжская Булгария была разорена и завоевана монголо-татарами (1236 г.). С монголо-татарским нашествием начался новый период в истории Восточной Европы, изменивший линию развития большинства населявших ее народов. Булгары исчезли, приняв участие в становлении татар Поволжья. Так фактически закончилась в степях Восточной Европы эпоха этносов – наследников Великого переселения народов.

Галкина Е. С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *