Как менялась казачья походная амуниция

Картинки по запросу казаки история

В статье рассматривается эволюция казачьей военной формы, в основном происходившая в течение XIX века. От традиционной одежды разных казачьих областей до формы единого образца. В качестве иллюстраций представлены рисунки-реконструкции автора.

Сегодня, заходя в зал Военной галереи Государственного Эрмитажа, невольно останавливаешься у монументального полотна П. Хесса «Сражение при Тарутине 6 октября 1812 года». На картине запечатлена атака казаков на французскую кавалерию. Мы видим прославленных лейб-казаков, бесстрашные сотни «донцов», лихую казачью артиллерию, несущуюся в бой. Блестяще нарисованы всадники, их форма, снаряжение и оружие. Но почему-то не покидает чувство приукрашенности происходящего. Действительно, большинство персонажей нарисованы в летней форме, несмотря на холодное время года. У Хесса в основном форма одежды парадная и образцов более позднего периода. К примеру, донские артиллеристы в 1812 году носили синие, а не зеленые куртки и чекмени. Известно, что парадную форму берегли, а для военных походов использовали домотканую одежду «казачьего покроя».

Придворного живописца понять просто. Большинство заказных батальных картин XIX века выполнены в «парадном» стиле. Естественно, и главные герои этих полотен рисовались во всем величии и красоте. Сама война изображалась как эффектное, колоритное зрелище. Этой позиции продолжают следовать некоторые современные художники, авторы статей и книг по истории казачества (при отборе рисунков). В результате тиражируется шаблонный, в какой-то степени однобокий образ казачества. Мы попытаемся проанализировать имеющиеся письменные, иконографические источники и фотодокументы и на их основе реконструировать характерные типы казаков на войне.

В период распада Золотой Орды в степь («Дикое поле») уходили отряды опытных воинов-славян, оказавшихся не у дел. Здесь они обеспечивали свое существование охотой и рыбной ловлей, а также захватом военной добычи. По профессиональному интересу и по православной вере они объединялись с другими отрядами степняков и образовывали военные общины («братства»). Жизнь в степи была крайне опасной и непредсказуемой, поэтому больше всего ценилось не одеяние, а оружие и конь. Главное требование к одежде — удобство и функциональность. Часто перед лицом врага воины оголяли торс, показывая, что не дорожат жизнью и будут биться насмерть. Эта боевая традиция известна со времен походов князя Святослава и сохраняется у казаков по сей день. Таких бойцов называли «оторвами», позднее — «характерниками». Они обладали способностями усиливать в сражении свой физический потенциал и тем самым становиться неуязвимыми. Из них вырастало будущее казачество.

На реконструкции 1 изображен молодой всадник "в смертном задоре", в походной одежде. Он без защитного головного убора, сбросил серый армяк, полотняную рубаху и устремился на врага. Конь и казак составляют единое целое. У коня грива подстрижена, чтобы не мешала в бою, оставлена только челка. У всадника традиционные борода и усы, которые олицетворяли волю, воспринимались как сакральный символ. Такой же символ - серьга в ухе. Прическа "айдар" - стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. Казак одет в красные шаровары, которые носили молодые воины. На ногах распространенные башмаки - невысокая обувь из кожи теленка на толстой подошве, с кожаными ремнями, при помощи которых закреплялась на ноге, обмотанной куском шерстяной ткани. Воин опоясан кожаным ремнем, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. Дополняют вооружение лук и колчан со стрелами.

На реконструкции 1 изображен молодой всадник «в смертном задоре», в походной одежде. Он без защитного головного убора, сбросил серый армяк, полотняную рубаху и устремился на врага. Конь и казак составляют единое целое. У коня грива подстрижена, чтобы не мешала в бою, оставлена только челка. У всадника традиционные борода и усы, которые олицетворяли волю, воспринимались как сакральный символ. Такой же символ — серьга в ухе. Прическа «айдар» — стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. Казак одет в красные шаровары, которые носили молодые воины. На ногах распространенные башмаки — невысокая обувь из кожи теленка на толстой подошве, с кожаными ремнями, при помощи которых закреплялась на ноге, обмотанной куском шерстяной ткани. Воин опоясан кожаным ремнем, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. Дополняют вооружение лук и колчан со стрелами.

Со временем образ казачества претерпевал изменения. Первые подробные описания казаков «на походе» середины XVI века оставил генерал А.А. Ригельман. Они настолько непривычны, что их старались и стараются не замечать, относят к разряду небылиц. Записанные Ригельманом в конце XVIII столетия донские предания сообщают, что, узнав о неудачных попытках Ивана Грозного взять Казань, казаки на своем Кругу решили оказать ему помощь. Собираясь на войну, «атаман послал часть казаков к устью реки Дон и велел настрелять птиц баб и привезти великое количество перьев их. Сими перьями убрал он поверх одежды, с головы и до ног, войско свое, и так пышно, что каждой человек представлялся превеличайшим страшилищем. Он вооружил их всех военною сбруею, как-то: копьями, ружьями, саблями, луками и стрелами и прочим, кто что имел и привел под Казань на помощь Ивану Грозному». Вид этих воинов, по преданию, сильно испугал царских воевод. Посланец царя, приблизившись к лагерю, смог только спросить: «Люди они или привидение?» В ответ громогласно раздалось, «что люди они, да и русские вольные, пришедшие с Дону царю московскому помогать взять Казань и за Дом пресвятыя Богородицы все свои головы положит».

При системном изучении приведенных сведений ничего необычного в них не обнаруживается. О воинах отборных передовых отрядов в степном пограничье, с избытком украшавших себя перьями, писали западные путешественники. Они изображены на немецких гравюрах XVI века и в альбоме-отчете 1567 года французского офицера Николя де Николаи, проехавшего до Стамбула в 1551-м. В Турции «крылатых» всадников называли «дели». По всей видимости, казаки, выступая на войну, использовали этот прием, с одной стороны, для маскировки (ввести противника в заблуждение), с другой — для устрашения. При атаке, особенно конной, конструкции из перьев издавали пугающий шум, в схватке не позволяли накинуть аркан. Облик «казаков-страшилищ» можно представить по современным историческим фильмам, где показаны крылатые польские гусары второй половины XVII века.

Следует также иметь в виду, что на Дону и его притоках в избытке селились дикие лебеди и гуси (серые и белые), а название реки Хопер, по Далю, толкуется как «притон диких гусей». Логично предположить, что соперники казаков, видя их в бою, называли их по-своему — белый гусь. Через сто лет «крылья» за спиной всадника стали признаком доблести, благородства и особого статуса. «Крылатые воины» служили в конном эскорте царя Алексея Михайловича.

На реконструкции 2 изображен конный бородатый казак под Казанью, пышно украшенный птичьими перьями (по описаниям Ригельмана). В холодную погоду он одет в синий зипун - удобную для верховой езды распашную одежду из грубого сукна или шерсти, без ворота, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими длинными рукавами, с застежкой справа налево на крючки или кожаные пуговицы. На зипун одета кольчуга, на которую, в свою очередь, наброшена самодельная куртка из рыси мехом наружу. Голова защищена шлемом с бармицей, поверх которого надета шапка с широким мерлушчатым околышем и цветным суконным колпаком. На ногах - традиционные шаровары, заправленные в мягкие сапоги: без них невозможно было скакать на лошади и управлять ею. Всадник вооружен луком со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.

На реконструкции 2 изображен конный бородатый казак под Казанью, пышно украшенный птичьими перьями (по описаниям Ригельмана). В холодную погоду он одет в синий зипун — удобную для верховой езды распашную одежду из грубого сукна или шерсти, без ворота, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими длинными рукавами, с застежкой справа налево на крючки или кожаные пуговицы. На зипун одета кольчуга, на которую, в свою очередь, наброшена самодельная куртка из рыси мехом наружу. Голова защищена шлемом с бармицей, поверх которого надета шапка с широким мерлушчатым околышем и цветным суконным колпаком. На ногах — традиционные шаровары, заправленные в мягкие сапоги: без них невозможно было скакать на лошади и управлять ею. Всадник вооружен луком со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.

со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.
Внешний вид казаков мало изменился и в XVIII веке. Остались в прошлом экзотические и устаревшие предметы, но одежду «старинного покроя» и традиционное оружие казаки отстояли. В период всеобщего переодевания в «немецкое платье» власти побоялись подчинить казаков новым порядкам и высочайшее пожаловали их «кафтаном и бородой». С этого времени кафтан стал отличием и основой казачьей одежды. Его вместе с бешметом носили и на службе, и в быту.

Старинный бешмет представлял собой распашную рубашку длиной до колен, с прямыми цельными полами, с небольшим стоячим воротником и узкими рукавами. Он застегивался на груди до талии на пуговицы или крючки. По вороту и борту мог обшиваться тесьмой или галуном. Кафтан известен как вид однобортной распашной одежды с «низким воротником, который не застегивался на шее, а открытый шел до половины груди, так что бешмет оставался открытым и видным; с половины груди у кафтана были застежки или крючки». Рукава верхнего кафтана делались разрезными спереди от плеча до локтей, так что могли быть надеты на руки или откинуты и завязаны за спиной.

Парадный кафтан имел пышные рукава, по воротнику, борту и на прорезях под мышками обшивался галуном широким или узким, смотря по званию: широким — у старшин и узким — у младших чинов. Галун на кафтанах нашивался и сзади по швам — от талии до мышц или плеч. Кафтан подпоясывался цветным кушаком с золотистыми кистями.

В середине 1770-х годов правительство сделало попытку регламентировать традиционную одежду и установить казачьим формированиям цвета парадной одежды. При этом бешмет был назван полукафтаном, папаха — меховой шапкой. Одежду предполагалось шить из светло-синего, красного, малинового и коричневого сукна. На местах не последовали этому начинанию, некоторый отклик оно нашло только в среде казачьей старшины.

Основной тон в казачьей одежде задавали донцы. Побывавший на Дону в конце XVIII века иностранец И.Г. Георги отмечал преобладание синего цвета в верхней одежде казаков, при этом шаровары большей частью изготавливались из красного сукна. По его наблюдению, «шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но [у] старшины часто — красные или желтые».

На реконструкции 3 изображен бывалый донской казак с неизменными бородой и усами. Он одет в ношеные синие домотканый кафтан и суконный бешмет, рукава которого продеты в прорези кафтана и выпущены наружу. Кафтан подпоясан красным кушаком с желтыми кистями. За кушак заткнут пистолет. Под кушаком - поясная портупея, на которой висит сабля. Через правое плечо перекинуто ружье, с обмотанным куском материи ударным замком, через левое плечо - кавалерийская патронная сумка. Традиционные шаровары - красные, полусапоги - черные. К седлу приторочены походные сумы. Завершают боевой образ казака черная папаха с красным верхом, перчатки с крагами и пика с красным древком - "дончиха".

На реконструкции 3 изображен бывалый донской казак с неизменными бородой и усами. Он одет в ношеные синие домотканый кафтан и суконный бешмет, рукава которого продеты в прорези кафтана и выпущены наружу. Кафтан подпоясан красным кушаком с желтыми кистями. За кушак заткнут пистолет. Под кушаком — поясная портупея, на которой висит сабля. Через правое плечо перекинуто ружье, с обмотанным куском материи ударным замком, через левое плечо — кавалерийская патронная сумка. Традиционные шаровары — красные, полусапоги — черные. К седлу приторочены походные сумы. Завершают боевой образ казака черная папаха с красным верхом, перчатки с крагами и пика с красным древком — «дончиха».

Как известно, казаки, отправляясь на войну, готовили «справу» сами и за свой счет. Они одевали не парадный, а домашний кафтан или халат, бешмет или длинную рубашку с пуговицами; часто полы их заправлялись в шаровары, которые заворачивались в полусапоги. Оружие было свое — «дедовское» или трофейное: в необходимый комплект входили сабли или шашки, ружья или карабины, всегда — пики и пистолеты. Обязательной и незаменимой вещью считалась высокая папаха, чуть расширенная книзу. Для войны папахи шились в основном из меха барана, реже — волка и медведя, так как эти меха смягчали удар сабли, благодаря своей специфике. Дополняли наряд разнообразные кушаки, выполнявшие и гигиенические функции (использовались как полотенце). В таком виде предстают казаки на зарисовках очевидцев — Г. Бонбри, Й. Вольца, X. Гейслера, К. Жернеля, Ф. Лежена, Л. Эльмера и других.

На полях сражений своим видом выделялись уральские казаки. Они предпочитали кафтану привычный им широкий халат. Он кроился с боковыми клиньями и шалевидным воротником, с широкими рукавами, позволявшими в холодную и ветреную погоду убирать вожжи вместе с кистями рук в рукав. Халат не имел застежек и запахивался на правую или на левую сторону, что зависело от желания казака. Шился из шерстяных, часто пестрого цвета, тканей; для летнего времени — из нанки и других легких материй. Были распространены халаты, сшитые из шкур мехом внутрь, а также изготовленные из конских шкур мехом наружу. Для подвязывания халата использовался длинный кушак.

Под халат надевали бешмет. У уральцев он кроился прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади. По свидетельству старожилов XIX века, «часто он шился таким образом, что перед бешмета был шелковый, а спина и рукава из китайки или другой какой-либо недорогой материи». Шаровары были широкие, суконные или нанковые, шились удобными для верховой езды и заправлялись в мягкие азиатские сапоги. Иногда шаровары носились навыпуск.

На реконструкции 4 изображен уральский казак на марше. Он одет в халат-яргак, сшитый из шкурок двух-трехмесячных жеребят, шерстью вверх. Яргак надевался поверх основных одежд и хорошо защищал от ветра и дождя, не портился от влажности. Одежда подвязана малиновым кушаком, за который заткнут пистолет. На поясной портупее под кушаком - восточная сабля и принадлежности для стрельбы - сумки для пуль и пороха, натруска. На ремне через правое плечо висит ружье с вилообразной подставкой, прикладом вперед с обернутым тонкой шкурой ударным замком. Пика - с металлическими оковами древка (для прочности). На голове традиционная шапка с высоким малиновым колпаком, в правой руке - нагайка.

На реконструкции 4 изображен уральский казак на марше. Он одет в халат-яргак, сшитый из шкурок двух-трехмесячных жеребят, шерстью вверх. Яргак надевался поверх основных одежд и хорошо защищал от ветра и дождя, не портился от влажности. Одежда подвязана малиновым кушаком, за который заткнут пистолет. На поясной портупее под кушаком — восточная сабля и принадлежности для стрельбы — сумки для пуль и пороха, натруска. На ремне через правое плечо висит ружье с вилообразной подставкой, прикладом вперед с обернутым тонкой шкурой ударным замком. Пика — с металлическими оковами древка (для прочности). На голове традиционная шапка с высоким малиновым колпаком, в правой руке — нагайка.

Типы уральских казаков запечатлены иностранными художниками-современниками Т. Вебером, Ж. Пишоном, Р. Портером, К. Берне. На некоторых гравюрах бросается в глаза отсутствие у многих «уральцев» холодного оружия. Это соответствует утверждениям уральских старожилов, что первоначально сабли казаки не любили, считали их бесполезными и поэтому обзывали «темляками».

Предметом особой заботы и гордости уральского казака была борода, которую называли «отечеством» и считали знаком принадлежности к казачьему роду. Примечательно, что все попытки властей «обрить» уральцев не имели успеха.

В 1801 году было принято решение ввести единую казачью форму одежды, предварительно испытав ее на строевых казаках Донского казачьего войска. Власти пошли путем соединения кафтана и бешмета. В результате получился новый вид одежды — однобортный длинный чекмень. Попутно бешмет укоротили и переделали в куртку.

Первые форменные чекмени шились из темно-синего сукна, со стоячим воротником и застежкой на крючки. Воротники и пришивные обшлага по швам полагалось обшивать красным кантом. Куртка делалась короткой или удлиненной, но заправлялась в шаровары и пристегивалась к ним с внутренней стороны на пуговицы. Место соединения надежно скреплялось широким цветным кушаком. Прежние шаровары с мотней немного сузили и боковые швы закрыли широкими цветными лампасами, с этих пор ставшими официальным отличием степовых казаков. В качестве головного убора ввели меховой кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. Новшеством также стали погоны у казаков, витые жгуты (затем — эполеты), шарфы-пояса и шпоры у казачьих офицеров. Позднее эту форму одежды с некоторыми особенностями распространили на другие казачьи войска.

На реконструкции 5 представлен собирательный образ строевого донского казака, развернувшегося в атаку с походного положения. Он надел на войну форменный чекмень с погонами, походные шаровары, обшитые кожей, и самодельную высокую фуражку с козырьком. Шаровары нового образца (с красными лампасами) выпущены на сапоги с каблуками. Чекмень подпоясан портупеей, на которой висит легко-кавалерийская сабля. Портупея закрыта широким черным кожаным ремнем с накладным карманом посередине и двумя кобурами по бокам, в которые вставлены кремневые пистолеты. Через правое плечо перекинуто ружье, подготовленное к стрельбе, через левое - одета перевязь с лядункой. В руке, прижатой к боку, казак держит пику с красным древком, которую по донской привычке положил между ушами лошади.

На реконструкции 5 представлен собирательный образ строевого донского казака, развернувшегося в атаку с походного положения. Он надел на войну форменный чекмень с погонами, походные шаровары, обшитые кожей, и самодельную высокую фуражку с козырьком. Шаровары нового образца (с красными лампасами) выпущены на сапоги с каблуками. Чекмень подпоясан портупеей, на которой висит легко-кавалерийская сабля. Портупея закрыта широким черным кожаным ремнем с накладным карманом посередине и двумя кобурами по бокам, в которые вставлены кремневые пистолеты. Через правое плечо перекинуто ружье, подготовленное к стрельбе, через левое — одета перевязь с лядункой. В руке, прижатой к боку, казак держит пику с красным древком, которую по донской привычке положил между ушами лошади.

Донские казаки в чекменях. В середине "баклановский" чекмень с напатронниками.

Донские казаки в чекменях. В середине «баклановский» чекмень с напатронниками.

В ходе военных кампаний казаки усовершенствовали свой костюм. Большинство нижних чинов стали носить произвольные суконные фуражки, а на шапках — черные чехлы. Широкие и свободные шаровары приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять всю куртку. Верх их настолько удлинили, что порой он доходил до середины груди, дополнительно утепляя ее после тугого стягивания кушаком. Такие шаровары защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности их наиболее трущиеся части нередко обшивали кусками кожи. В холодное время года поверх одежды одевали бурки, полушубки, позднее — шинели. Бурка в походе считалась незаменимой. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Большой популярностью пользовался балахон — валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.

Колоритные образы казаков мы видим на зарисовках с натуры, выполненных художниками К. Вагнером, X. Гейслером, И.А. Клейном, С. Кристофором и другими. Содержащаяся в их работах информация об одежде, вооружении и снаряжении, особенностях их ношения и применения позволяет скорректировать сложившиеся представления о казаках в период войн с Наполеоном.

Все свое имущество донец везет с собой. Оно уложено в походные сумы и приторочено с обоих боков лошади. Вещи укрыты синим суконным чепраком с красной обшивкой. Сверху закреплена кожаная подушка, на которой сидит всадник.

В таком виде казаки возвращались победителями домой. Овеянные славой чекмень и шаровары с лампасами прижились на Дону, их стали носить не только на службе, но и донашивать дома. Таким образом казак всегда был одет по форме и готов в любое время выступить в поход.

Казаки обладали способностями быстро приспосабливаться к условиям честности, где приходилось воевать. Это помогло им успешно выдержать испытания, выпавшие на их долю на Северном Кавказе.

Первоначально донские полки, оказавшись на Кавказской линии, показывали себя не с лучшей стороны. В условиях предгорий и лесных трущоб пики-дончихи в неумелых руках превращались в бесполезную и обременительную вещь. «Камыш идет!» — насмешливо кричали старые опытные бойцы, завидев сотню донцов с поднятыми вверх пиками. Положение изменилось, когда полками стал командовать родовой казак, блестящий офицер Яков Петрович Бакланов. Он обучил казаков владению пикой и шашкой, значительно улучшил содержание строевых коней. Форменные чекмени отправил на хранение в походные сундучки, а казаков заставил добывать в бою и носить одежду поверженного противника. Особо ценились кавказские шашки, кинжалы и легкие винтовки. Сам Бакланов виртуозно владел всеми видами оружия, мог ударом шашки развалить всадника от шеи до седла. Он одевал летом красный бешмет и трофейное оружие, зимой «наряжался в бурку, или овчинный тулуп и мохнатую шапку…».

Донские казаки, вернувшиеся с Кавказской войны, дополнили домашний гардероб черкеской, кавказским бешметом и наборным ремешком, которые долго сохраняли популярность.

На реконструкции 6 изображены донские "казаки-кавказцы", описание которых оставил лично знакомый с Баклановым генерал-майор В.А. Полторацкий: "...Наружность полковника наводила страх и ужас на все окрестные селения, где имя его сделалось пугалом детей и взрослых. 13,5 вершков роста, косая сажень в плечах, рожа - не приведи Бог! - с длиннейшими усами и бородой, вся рябая, темно-фиолетового колера... Отличный ездок, на рослом и лихом коне, с дорогим оружием на себе и громаднейшим значком за собою, он действительно всею обстановкою резко отличался от всех прочих. Популярен был на всем левом фланге значок Бакланова, необыкновенного размера, вроде простыни, с белым черепом по средине и накрест сложенными костями внизу, а кругом с белою же крупными буквами надписью: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Где бы неприятель ни узрел это страшное знамение, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, — там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути шайтан-Баклана..."[10].

На реконструкции 6 изображены донские «казаки-кавказцы», описание которых оставил лично знакомый с Баклановым генерал-майор В.А. Полторацкий: «…Наружность полковника наводила страх и ужас на все окрестные селения, где имя его сделалось пугалом детей и взрослых. 13,5 вершков роста, косая сажень в плечах, рожа — не приведи Бог! — с длиннейшими усами и бородой, вся рябая, темно-фиолетового колера… Отличный ездок, на рослом и лихом коне, с дорогим оружием на себе и громаднейшим значком за собою, он действительно всею обстановкою резко отличался от всех прочих. Популярен был на всем левом фланге значок Бакланова, необыкновенного размера, вроде простыни, с белым черепом по средине и накрест сложенными костями внизу, а кругом с белою же крупными буквами надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Где бы неприятель ни узрел это страшное знамение, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, — там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути шайтан-Баклана…»

Особым явлением на Кавказе стали казаки, поселенные на линии. В течение длительного времени регулярно высылаемые сюда с юга России, они постепенно врастали в «кавказский мир», примеряли на себя местную одежду, овладевали оружием, усваивали живость и удаль своего противника. Находясь во враждебном окружении, линеец служил на пределе физических возможностей, всегда был вооружен и готов к бою. По мнению историка Ф.А. Щербины, «основные приемы партизанской войны, одежду, кавалерийскую выправку, даже характер вооружения — все это линеец перенял у горца. Одним словом, линеец был тот же черкес, но только русской национальности».

Приспосабливаться к умелому противнику пришлось и потомкам запорожских казаков — черноморцам. Они сменили форменные мундиры на трофейные черкески, одели кавказские папахи, поменяли обувь. В целях безопасности сняли с одежды погоны и отпустили бороды по местному фасону. Представление о военных буднях казаков дают акварели и зарисовки с натуры художников Г.Г. Гагарина, Ф.Ф. Горшельта, В.Ф. Тимма и других.

На реконструкции 7 на переднем плане изображен черноморец-пластун с кавказским ружьем. Он носит трофейную черкеску, бешмет и папаху. С одежды сняты погоны. Сходство с горцами усиливают кавказские кинжал и шашка, а также популярные суконные ноговицы (аналог казачьих гамаш). Они обшивались по верхнему и нижнему краю тесьмой (галуном), одевались сверху на икры, имели внизу подножники (штрипки). Ноговицы плотно облегали ногу, защищая шаровары от конского пота, от цепляния за ветки и острые края камней. На ноговицы надевались наколенники в виде коротких широких трубок. Вся конструкция закреплялась на ноге при помощи подвязок и шнурков.

На реконструкции 7 на переднем плане изображен черноморец-пластун с кавказским ружьем. Он носит трофейную черкеску, бешмет и папаху. С одежды сняты погоны. Сходство с горцами усиливают кавказские кинжал и шашка, а также популярные суконные ноговицы (аналог казачьих гамаш). Они обшивались по верхнему и нижнему краю тесьмой (галуном), одевались сверху на икры, имели внизу подножники (штрипки). Ноговицы плотно облегали ногу, защищая шаровары от конского пота, от цепляния за ветки и острые края камней. На ноговицы надевались наколенники в виде коротких широких трубок. Вся конструкция закреплялась на ноге при помощи подвязок и шнурков.

На заднем плане виден стреляющий с коня казак-линеец в изношенной черкеске. У него за спиной пистолет в кобуре. На папаху наброшен широкий длинный башлык. На ногах — чувяки (сапожки из мягкой кожи без каблуков).

С разделением казачьих войск на кавказские и степовые отличительной особенностью первых на долгие годы стала форменная одежда, в основу которой была положена легендарная черкеска.

Эта практичная и приспособленная для войны одежда нашла применение даже за Уралом, в Оренбургском казачьем войске. После зимней Хивинской экспедиции генерала Перовского (1839-1840), сопровождавшейся огромными потерями из-за некачественного регламентированного обмундирования, оренбургские казаки озаботились своей экипировкой для дальних походов в восточную степь. С началом военных действий в Средней Азии войсковое начальство негласно разрешило оренбуржцам, участвовавшим в восточных военных экспедициях, носить одежду, более подходящую для климата с резким перепадом температур. Об этом было принято не распространяться, и только в 1930-х годах казаки, эмигрировавшие в Китай, опубликовали эту информацию. Один комплект одежды у казаков составляли: фуражка с козырьком в белом чехле (с 1869 года с назатыльником), длинная светло-синяя рубаха со стоячим воротником и съемными светло-синими погонами, полотняная черкеска без напатронников, шаровары темно-зеленого сукна без лампасов (позднее, кожаные красные штаны (чембары), сапоги с длинными голенищами. Офицерская форма отличалась от формы нижних чинов съемными погонами соответственно чину и напатронниками на белых черкесках, в которые вставлялись по десять газырей с каждой стороны. В холодное и зимнее время разрешалось носить все, что позволяло чувствовать себя комфортно.

Другой комплект одежды представлен на реконструкции 8. Оренбуржец в походе носит барашковую папаху со светло-синим верхом, традиционную светло-синюю рубаху со стоячим воротником, желтый верблюжий суконный халат с пришивными суконными светло-синими погонами, шаровары темно-зеленого сукна, заправленные в высокие шерстяные носки, которые одеты в легкие ичиги. Башлык использован не по прямому назначению, а для ношения патронов: его сворачивали в виде мешка и надевали через плечо. Конь оседлан без чепрака, а вместо чемодана использованы восточные переметные сумы (курджумы). Казак вооружен линейной винтовкой и регламентированной шашкой. Пика отсутствует, так как, по многочисленным свидетельствам, оренбуржцы считали ее бесполезной вещью. "Выступая в поход, - писал есаул В. Водопьянов, - казак непременно ломал древко своей пики, а копье и подток прятал в чемодан, где эти части его вооружения пребывали в продолжение всей службы, и только по возвращении на льготу казак приводил свою пику в порядок для смотров..."[11].

Другой комплект одежды представлен на реконструкции 8. Оренбуржец в походе носит барашковую папаху со светло-синим верхом, традиционную светло-синюю рубаху со стоячим воротником, желтый верблюжий суконный халат с пришивными суконными светло-синими погонами, шаровары темно-зеленого сукна, заправленные в высокие шерстяные носки, которые одеты в легкие ичиги. Башлык использован не по прямому назначению, а для ношения патронов: его сворачивали в виде мешка и надевали через плечо. Конь оседлан без чепрака, а вместо чемодана использованы восточные переметные сумы (курджумы). Казак вооружен линейной винтовкой и регламентированной шашкой. Пика отсутствует, так как, по многочисленным свидетельствам, оренбуржцы считали ее бесполезной вещью. «Выступая в поход, — писал есаул В. Водопьянов, — казак непременно ломал древко своей пики, а копье и подток прятал в чемодан, где эти части его вооружения пребывали в продолжение всей службы, и только по возвращении на льготу казак приводил свою пику в порядок для смотров…»

Казаки, служившие в жарких районах, всегда брали с собой комплект облегченной одежды. Она никем не регламентировалась и отличалась разнообразием: холщовые рубахи и шаровары, шелковые бешметы, полотняные укороченные чекмени, кожаные штаны. Изучив опыт ношения такой одежды, правительство в 1862 году ввело в регулярных частях гимнастические рубахи, которые затем составили основу летней формы одежды частей Туркестанского военного округа. В 1867-м было официально разрешено казакам носить летом в местности с жарким климатом облегченную одежду. Этим сразу воспользовались в Астраханском казачьем войске, посылавшем наряды в район Аму-Дарьи.

На реконструкции 9 изображен астраханский казак в регламентированном холщовом кителе, одинакового покроя с мундиром, и холщовых шароварах. Воротник и обшлага кителя обшиты тонкой желтой тесьмой, на шароварах - кант того же цвета. Казак вооружен капсульной винтовкой, шашкой и пикой.

На реконструкции 9 изображен астраханский казак в регламентированном холщовом кителе, одинакового покроя с мундиром, и холщовых шароварах. Воротник и обшлага кителя обшиты тонкой желтой тесьмой, на шароварах — кант того же цвета. Казак вооружен капсульной винтовкой, шашкой и пикой.

Свою летнюю одежду разработали и сибирские казаки. Они взяли за основу установленную в 1869 году для частей Туркестанского военного округа белую гимнастерку, но доработали ее по своему вкусу. Получилась удобная и оригинальная одежда, которая сегодня известна как «ермаковка». В коллекции автора имеются фотографии, на которых позируют казаки в рубахах-ермаковках.

На реконструкции 10 изображен сибирский казак в Кокандском походе. Голова его защищена фуражкой с белым полотняным чехлом и назатыльником. Он одет в "ермаковку" из небеленого полотна, с разрезом до середины груди, со стоячим воротником, который застегивался крючком. Разрез прикрывался небольшим лацканом, пришитым к рубахе с правой стороны и застегивающимся на крючок под воротником с левой стороны. На груди нашивались два напатронника, в которые вставлялись газыри. Воротник, обшлага, лацкан и напатронники по краям обшивались тонкой красной тесьмой. На плечах размещали съемные полотняные красные погоны. На ногах казака - красные чембары, заправленные в высокие сапоги с каблуками. Он вооружен винтовкой и шашкой установленных образцов.

На реконструкции 10 изображен сибирский казак в Кокандском походе. Голова его защищена фуражкой с белым полотняным чехлом и назатыльником. Он одет в «ермаковку» из небеленого полотна, с разрезом до середины груди, со стоячим воротником, который застегивался крючком. Разрез прикрывался небольшим лацканом, пришитым к рубахе с правой стороны и застегивающимся на крючок под воротником с левой стороны. На груди нашивались два напатронника, в которые вставлялись газыри. Воротник, обшлага, лацкан и напатронники по краям обшивались тонкой красной тесьмой. На плечах размещали съемные полотняные красные погоны. На ногах казака — красные чембары, заправленные в высокие сапоги с каблуками. Он вооружен винтовкой и шашкой установленных образцов.

Сибирские казаки в "ермаковках"

Сибирские казаки в «ермаковках»

Приверженность традиционной одежде постоянно демонстрировали уральцы. Известно, что регламентированная форма одежды была введена в Уральском войске значительно позже, чем в других казачьих войсках. В середине 1880-х годов наказной атаман Уральского казачьего войска генерал Н.Н. Шипов, оценив качество повседневной одежды уральцев (халата), предлагал ввести его в «состав форменной одежды, имея в виду то, что халат может заменить казаку китель, как вещь красивая, легкая, не маркая и постройка ее делается домашними средствами»[8].

В 1889 году эта инициатива была одобрена властями, и уральским казакам был установлен новый мундир, созданный на основе почитаемого ими халата. Мундир был длинным, на 14 сантиметров ниже колен, со стоячим воротником с выпушкой, с тремя карманами (один накладной на груди и два прорезных с боков), подкладкой произвольного цвета, шился он из синего сукна с таким расчетом, чтобы можно было надеть под него теплую одежду или полушубок, для чего существовал второй ряд крючков. Новый мундир стали называть татаркой. К нему полагались красные кожаные шаровары (чембары), которые носили все чины независимо от места нахождения полков и времени года. Одновременно уральским казакам разрешили носить папахи из местной длинношерстной овчины с суконным колпаком малинового цвета.

На реконструкции 11 изображен уральский казак на местных маневрах. Он одет в мундир-татарку, чембары и высокие сапоги. На голове - фуражка с синей тульей и малиновым околышем, которая символизировала принадлежность к уральскому казачеству и была отличительным знаком уральцев в Средней Азии. За плечами у казака — винтовка, в правой откинутой руке - пика[12].

На реконструкции 11 изображен уральский казак на местных маневрах. Он одет в мундир-татарку, чембары и высокие сапоги. На голове — фуражка с синей тульей и малиновым околышем, которая символизировала принадлежность к уральскому казачеству и была отличительным знаком уральцев в Средней Азии. За плечами у казака — винтовка, в правой откинутой руке — пика

Уральский казак в "мундире-татарке".

Уральский казак в «мундире-татарке».

Такую же форму, но темно-зеленого цвета с желтым (прикладным) сукном и без чембар получили нижние чины Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. В 1891 году татарки были установлены и для офицеров, но с небольшими изменениями, которые касались также уральцев: у генералов воротник прямой, со скошенными концами застегивался на крючки спереди, у остальных офицеров концы воротника были закругленными, у штаб- и обер-офицеров нашивались петлицы: одна серебряная на воротнике и две галунные на обшлагах. Новым в казачьей форме стали чекмени-татарки, отличавшиеся от мундиров отсутствием галунов и петлиц и закругленными воротниками на генеральских чекменях. Эта удобная и практичная одежда, которая пришлась по душе казакам, вскоре была положена в основу нового казачьего обмундирования всех степовых казачьих войск и просуществовала до 1909 года.

В Забайкалье и на Дальнем Востоке, где суровый климат, для зимних походов использовался дополнительный комплект одежды. Казак надевал на теплое нижнее белье форменный мундир и утепленные шаровары с лампасами. Поверх мундира — ватную куртку и овчинный короткий полушубок с погонами и форменными пуговицами. Ноги защищали волчьи чулки, на которые натягивались козьи унты. На руки надевались пуховые перчатки, а поверх них большие меховые рукавицы мехом внутрь. Голову утепляли вязаной шерстяной шапочкой, прикрывавшей шею, и сверху — традиционной папахой с длинным мехом. Поверх всего набрасывался башлык, обмотанный вокруг шеи. В седельной подушке возили смену белья, погоны, кушак, теплые чулки и форменные сапоги.

Казачий офицер в такой одежде представлен на реконструкции 12. Основу его обмундирования составляет меховой полушубок образца 1862 года: двубортный, из овчин хорошей мягкой выделки, со стоячим овчинным воротником, с двумя косыми боковыми карманами, длиной чуть ниже колен. В отличие от рядовых казаков офицерам разрешалось носить полушубок из любого меха, оторачивать этим же мехом борта, рукава и низ, покрывать его материей защитного цвета и делать произвольные карманы. На полушубок надето походное снаряжение с портупеями, кобурой и ремнями для крепления шашки. На шее висит регламентированный футляр для бинокля. Завершает образ казачьего офицера накинутый на папаху башлык, который, несмотря на временную замену его вязаным шлемом, продолжали носить, а регламентированный шлем одевали под папаху.

Казачий офицер в такой одежде представлен на реконструкции 12. Основу его обмундирования составляет меховой полушубок образца 1862 года: двубортный, из овчин хорошей мягкой выделки, со стоячим овчинным воротником, с двумя косыми боковыми карманами, длиной чуть ниже колен. В отличие от рядовых казаков офицерам разрешалось носить полушубок из любого меха, оторачивать этим же мехом борта, рукава и низ, покрывать его материей защитного цвета и делать произвольные карманы. На полушубок надето походное снаряжение с портупеями, кобурой и ремнями для крепления шашки. На шее висит регламентированный футляр для бинокля. Завершает образ казачьего офицера накинутый на папаху башлык, который, несмотря на временную замену его вязаным шлемом, продолжали носить, а регламентированный шлем одевали под папаху.

В начале XX века после неудач в Русско-японской войне власти пошли по пути унификации всей походной одежды. В результате казаки в защитных фуражках, гимнастерках, мундирах и однообразных шинелях мало чем отличались от солдат регулярных частей. Это сходство еще больше усилилось после 1915 года, когда разрешили заготовлять и поставлять в казачьи части пехотные рубахи и штаны, серые папахи. Но когда на фронте выдавались минуты затишья или части выводились в ближний тыл, казаки доставали из сундучков и одевали цветные фуражки и погоны, незаношенные шаровары с лампасами, «родные» гимнастерки и мундиры (к примеру, ермаковки), пошитые с местными особенностями и согласно традициям. Эта походная, а по сути глубоко народная одежда напоминала о доме, выделяла казака среди других воинов и красноречиво свидетельствовала о принадлежности к древнему «казачьему роду».

 via

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *