Наследники Великого мага

 

Картинки по запросу симон маг
При императоре Юстиниане (527-565 годы) Восточная Римская империя достигла своего наибольшего расцвета. Юстиниан сделал попытку вернуть Италию, Северную Африку и даже Испанию, которые были захвачены варварами. Однако отвоеванные Византией земли позже не удалось удержать.

Тем не менее при Юстиниане I, был создан свод законов, в котором был закреплен союз церковной и светской власти. Честолюбивый император, стремясь возродить римскую мировую державу, решил подвести под это правовую основу. Собранными Юстинианом знатоками римского права были тщательно рассмотрены и римская правовая практика, и свидетельства о работе римских судов. Из обработанных материалов комиссия изъяла все отжившее, непригодное для использования в новых условиях.
В результате их работы появился правовой свод, так называемый Кодекс Юстиниана, в который вошло все лучшее из римского права, запечатленное в четких законах и правовых формулах.

Создатели этого свода вслед за римлянами утверждали, что только исполнение законов может сохранить порядок в государстве и в отношениях между людьми.
Этот свод римского права стал основой многих последующих систем права. Его нормы и определения используются и в современном праве.
Эталон на все времена.

Кроме законов, Восточная Римская империя располагала и современной и многочисленной армией. И стены византийских городов видели разные нашествия, их сотрясали восстания плебса, и религиозные конфликты, но от этого могущество империи не уменьшалось.

Одновременно у жителей империи были основания для гордости — страна была центром мировой торговли; изделия константинопольских ремесленников на века стали эталоном качества для всей Европы.

Помимо столицы, центрами ремесла и торговли были Эфес, Фес-салоники, Трапезунд. Кузнецы, ткачи, ювелиры были объединены в корпорации.
Вот в эту благословенную и спокойную страну с территории Персии стали мигрировать цыгане. Принято считать, что первое упоминание о цыганах в Византии относится к 1054 году. Источник, на который ссылаются все цыганове-ды, представляет собой созданное в Грузии «житие святого Георгия».

Согласно этому источнику, византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), дочь которого Мария стала женой киевского князя Всеволода Ярославовича и матерью Владимира Мономаха, отправился на охоту.

В истреблении диких зверей ему помогали «сарматы, потомки Симона-мага, именуемые ат-сингани, признанные колдуны и злодеи». Эти люди помогли императору в охоте. Они разбросали повсюду заколдованное мясо, и животные, съевшие его, отравились.
Константин пожелал произвести опыт над своей собакой, и колдуны-атсингани заколдовали на его глазах кусок мяса. Присутствовавший при этом святой Георгий перекрестил мясо, и собака осталась жива.

Император, пораженный силой святого, предложил ему всегда оставаться при своей особе, дабы отныне не бояться отравления. К процитированному источнику необходим комментарий. В Византии действительно существовала религиозная секта, члены которой назывались «ат-сингани». Официальная церковь считала их еретиками. Именно от греческого «атсин-гани», опять же по слова цыга-нологов, произошло русское слово «цыган» (равно как немецкое Zigeuner, французское Tsigane, и проч.)

Упоминания в тексте имени Симона мага не случайно и сделано не для красного слова. И подробный рассказ о Симоне-маге необходим для дальнейшего понимания того, как цыгане восприняли христианское учение, смешав его с прежними своими верованиями, вынесенными с Персии и Индии. В этом частично и кроются теоретические источники магии и колдовства, которые приписываются цыганам.
Возвращаясь к сути вопроса, необходимо отметить, что христианская религия издавна отвергала «чужую» магию. Вместе с тем противоборство «христианской магии» и «языческого колдовства» проявилось уже во время самого зарождения христианской мифологии и морали.

Потомки Симона-мага.

Речь здесь идет о легендарной исторической личности, о Симоне-маге. В «Деяниях апостолов» (гл.8) рассказывается, что Симон, самаритянин по происхождению, колдовал и изумлял народ своими чудесами. При этом «выдавал себя за кого-то великого», и народ, веря ему, говорил: «Се есть великая сила Божия». Когда же апостол Филипп стал проповедовать христианство, то Симон также принял крещение, то есть, по сути, покорился более могущественному волшебнику с его магией.

По традиционной христианской версии, Симон, увидев чудеса, творимые христианскими апостолами «силой духа святого», захотел получить такую же силу, передаваемую «рукоположением», и таким образом «выведать тайну», для чего предложил деньги.
После этого он был проклят апостолом Павлом: «Серебро твое с тобою да будет тебе в погибель… Итак, покайся же в этом зле своем и помолись Господу, быть может, отпущен тебе будет умысел сердца твоего». С тех пор, однако, продажа церковных должностей («рукоположения в сан») называется «симонией».

В апокрифических сочинениях Симон-маг обычно же изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола Петра, который по рождению был Симоном, однако назван Иисусом «Петром» — «камнем»). Это известный бродячий сюжет о «поединке волшебников». Симон — маг пытается состязаться с Симоном — «Камнем» и терпит неудачу, также вступает в прение по основам христианского вероучения и опять терпит поражение.

Несмотря на такую незадачливость, рассказывается, что Симон — маг умеет входить и выходить целым и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать по воздуху и воскрешать мертвых.

Он был современником Христа и начал проповедовать примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос Нового Завета умел лишь «ходить по воде», то есть «укротил» стихию воды, в то время как Симону — магу оказались «подвластны» огонь и воздух

— другие стихии. И оба они могут воскрешать мертвых. Но сверхъестественные способности Симона — мага христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского наущения.

Симон-маг собрал вокруг себя последователей, которые, образовали самостоятельную сексту симониан, и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам — Нероне, то есть в 54-68 г. н.э., по другим — при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год н.э.).

По версии «Римских деяний» там он, чтобы доказать свою власть над силами небесными, попытался взлететь и прыгнул с высокой башни. Покорные ему демоны подхватывают его, но апостол Петр заставляет их отступиться, и чародей разбивается о камни насмерть.
Настоящее время и обстоятельства смерти Симона-мага остаются неизвестными. Отдельные группы симониан продолжали существовать еще на протяжении двух или трех столетий, но они не пользовались уважением даже в гностических кругах из-за злоупотребления какими-то экстремальными формами колдовства.
«Великое Изъяснение».

Считается, что система Симона-мага была изложена им в трактате под названием Apophasis Megale («Великое Изъяснение»), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль «священного писания». Из этого произведения сохранились существенные фрагменты в составе книги христианского писателя Ипполита Римского (2 век н.э.), полемизировавшего с различными еретическими «лжеучениями».
По словам христианских авторов, Симон-маг утверждал, что послан в мир самим Господом, так как управлявшие Землей ангелы стали плохо справляться со своим делом, будучи поглощены непрестанной борьбой за первенство, а род человеческий пришел в окончательный упадок и одичание.

Соответственно, спасти мир в состоянии лишь радикальная смена религиозной парадигмы, подготавливаемая и проповедуемая самим магом и его сподвижниками.
Руководствуются подобными же соображениями в течение всей христианской эпохи и по сей день, появляются и выступают все новые и новые ересиархи.

Чтобы его весть была услышана и принята всеми народами, Симон-маг якобы явился перед соотечественниками-самаритянами как Бог-Отец, перед членами первых иудео-христианских общин — как безвинно убитый и воскресший Бог-Сын, а перед язычниками — как Святой Дух, облекшийся плотью. Таким образом, он соединил в себе три ипостаси верховного христианского Божества.

В основе бытия, по учению Симона — мага, лежит огонь, имеющий как явную, так и тайную сущность. Из огня путем эманации произошли три брачные пары: ум и помышление, звук и имя, рассуждение и переживание. В отличие от апостолов Христа, Симон-маг считал церемониальную магию одним из кратчайших путей к постижению Бога.
Потому он и снискал себе славу могущественнейшего чародея своего времени.
Таким образом, уже сам термин, обозначающий кочевой народ и их «лжеучителя» Симона-мага, был первой ступенью к созданию негативного стереотипа, который преследует цыган до сих пор.

 

Дошедшие до нас исторические документы свидетельствуют, что цыгане в Византии жили и в центре империи, и на ее окраинах (то управляемых центральной властью, то выходящих из-под контроля). Везде они умели продать свои изделия и услуги.

Кочевой народ.

Что касается их кочевого образа жизни, то это были просто поездки по очень ограниченной территории: ремесленники искали рынок для сбыта своих изделий, артистам требовалась публика для выступлений. Более того, цыгане были признаны настолько полезным населением, что в ряде мест их вожакам даются определенные привилегии. Интересны грамоты, которые цыгане получили в 1378 году на Пелопоннесе и в 1386 году на острове Крит.

Документы замечательны тем, что в них уже указан род занятий цыган — написано, что это мастера, занятые обработкой металлов. Византийские источники упоминают о таких профессиях цыган, как гадание и дрессировка животных.

В самых ранних источниках говорится о заклинании змей, далее акценты переносятся на вождение медведя. Очень интересно упоминание о том, что заклинатели змей попутно гадали — они обращались к людям из толпы: Ты родился под хорошей звездой, а ты под плохой». После такого вступления они начинали предсказывать судьбу.
Цыганки в ту эпоху ходили по домам, занимаясь гаданием. Известно также, что изготовление решет и сит было важнейшим занятием византийских цыган. И все же главным ремеслом было в ту эпоху кузнечество.

Кочевье же, как таковое, было вовсе не следствием врожденной «тяги к перемене мест», оно диктовалось характером кормивших цыган занятий, а наличие документов (грамот о привилегиях) то образ жизни многих таборов был фактически полуоседлый.
И этому способствовало, как мы ранее указывали, в первую очередь подробно регламентированное в гражданском законодательстве поведения граждан Восточной Римской империи. Византийские законы не признавали образ жизни, ведущийся цыганами, преступным и не преследовали их только по национальному признаку.
«Удобное» нацменьшинство.

В целом можно говорить о том, что цыгане были «удобным» национальным меньшинством на фоне воинственных варваров. Они не брались за оружие, не захватывали территории силой. Уже на территории Византии цыгане вступили в первые контакты с представителями Западной Европы. Это произошло во время начавшихся к тому времени первых крестовых походов.

В силу своего географического положения Византия стала местом сбора для рыцарей, отправляющихся пешим ходом в Палестину. А за ними и следовали кочевые племена цыган, проникнув, таким образом, в Палестину, Сирию, Египет, а затем и в страны Северной Африки.

Именно в этот период способные к языкам кочевники получили первые навыки общения с западноевропейцами. Во время следования крестоносцы грабили местное население; византийским дипломатам с трудом удавалось удерживать первые походы крестоносцев в рамках «официальной задачи». Позднее, однако, рыцари сочли более выгодным напасть на своего христианского союзника.

Расскол веры и мира.

После церковного раскола 1054 года православные византийцы были для католиков еретиками. Тема церковного раскола сама по себе интересна любому человеку, исповедующего христианскую религию, но нас она будет интересовать и с точки зрения влияния этого вопроса на восприятия мира обращенных христиан — цыган. Поэтому также в целях понимания, дальнейшего повествования считаю необходимым более подробно остановиться на этом вопросе.

В истории раскол христианской церкви 1054 года — это событие, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь и православную церковь с центром в Константинополе.
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 года. Однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053-м латинских церквей в Константинополе.

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 г. в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх Кирулария предал анафеме легатов.
Раскол не преодолен до сих пор, хотя в 1965 г. взаимные проклятия были сняты но, по моему мнению, для широкого большинства наших современников точные причины и основания для раскола неизвестны. Но в таких идеолога — церковных распрях прошло 150 лет, и в 1204 году участники четвертого крестового похода (католики) вместо того, чтобы плыть в Палестину, осадили Константинополь, взяли его штурмом.

Упадок великого государства.

Дальнейшие события были трагичны. В процессе борьбы католиков с православными христианами государство вступило в полосу упадка и кризиса.
Территория Византии стала сокращаться, условия жизни беднейших слоев, к которым относились и цыгане, резко ухудшатся. И тогда взоры вождей цыганского народа перед угрозой большой и затяжной войны обратились на Европу. Что скорее всего и явилось основной причиной первой волны миграции цыган или начала так называемого «Великого цыганского похода».

Но вот на вопрос: «Какие цыгане в начале XV века отправились в Западную Европу?» современная цыганология предполагает, что это были обычные таборы. Правда, существует и альтернативное утверждение, что таборы, отправившиеся в «великий поход», были необычны — это был конгломерат людей с авантюрной психологией.
Такой вывод не случаен. Мы уже описывали профессии цыган Византии. В целом это был трудовой люд: ремесленники, артисты, или дрессировщики. Между тем летописи и документы европейских стран не фиксируют среди занятий пришельцев ремесел или выступлений с животными!

С самого начала и несколько последующих десятилетий эмигранты из Византии занимаются лишь попрошайничеством, гаданием и мелким воровством. Эта версия имеет право на жизнь, ибо честные труженики (как диктует их психологический склад) понадеялись, что приспособятся ко всему и остались в обжитых местах. Они не готовы был идти туда, откуда приходили латиняне-крестоносцы.

Православные цыгане.

Подчеркнем еще раз — приверженность цыган к гаданию в Византии не повлекла за собой никаких репрессивных мер. Максимум, что исследователям удалось найти, это высказывания высшего духовенства, где прихожанам запрещалось впускать в свой дом гадалок.

Разумеется, это вовсе не антицыганский закон западноевропейского образца. Наказание, да и то не светское, а духовное (временное недопущение к причастию), грозило лишь клиентам предсказательниц — сами же цыганки могли заниматься своим ремеслом беспрепятственно. Таким образом, данные меры были проявлением обычной для церкви «борьбы с суевериями».

Совершенно очевидно, что отсутствие репрессий и является доказательством того, что цыгане не доставляли властям особого беспокойства. Скажем более: сама немногочисленность упоминаний цыган в византийских источниках лишний раз доказывает, как удачно они вросли в новое для них общество.

Если бы ситуация развивалась иначе, это неизбежно сказалось бы на внутренней политике государства и наверняка было бы зафиксировано местными авторами (как фиксировалось все мало-мальски значимое по другим вопросам).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что преступность в цыганской среде была не выше, чем у других народов восточной империи. Кроме того, цыгане приняли православие и стали с греками единоверцами.

Затем на историческую сцену выходит новая могущественная сила — Оттоманская империя. В 1453 году турки взяли византийскую столицу, и к 1500 году практически вся территория Греции, Болгарии, Трансильвании, Крымское ханство была под турецким контролем. Турки изгнали всех христиан из немногочисленных оставшихся торговых центров. Что я вилось сильнейшим толчком к дальнейшей миграции цыган в поисках свободы и рынков сбыта своих товаров и услуг в страны Европы.

Цыгане, которые покидали Византию, рассчитывали использовать психологию католиков в свою пользу. Эти эмигранты шли не просто так: у их вожаков была заранее заготовлена обманная версия, предназначенная для правителей западноевропейских стран. Цыгане безошибочно определили, что струной, на которой можно играть, является религиозный фанатизм.

В.Бровко

Это интересно

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *