Мистические истории из Европейского Средневековья

ЧЕРНАЯ СОБАКА ИЗ БАНГИ

Сообщение об этом сверхъестественном событии пришло из города Банги на границе графств Норфолк и Суффолк в Англии. В воскресенье 4 августа 1577 г., писал Абрахам Флеминг, над Банги разразилась буря, и в тот же день в церкви появилась огромная черная собака, которая, «пробежав через весь храм… оказалась между двумя коленопреклоненными прихожанами и свернула им обоим шеи в один момент».

Встретив на пути мужчину, собака «так хватила его по спине, что… он… сжался, как кусок кожи в огне». Другие доказательства того, что собака действительно была, ~ это «оставшиеся на камнях церкви, а также на церковных вратах, невероятным образом проломленных и разбитых, следы как будто от ее когтей». Следы исчезли, но похожие отметины сохранились в соседнем Блайтберге, где Черный пес якобы побывал в тот же день.

Все эти следы могла оставить шаровая молния. О грозе говорится в приходской книге за 1577 г. и в «Хрониках» английского историка Рафаэля Холиншеда в издании 1587 г., но о собаке там нет ни слова. Флеминг это знал, так как был одним из редакторов издания «Хроник». Он хотел использовать местное поверье как подтверждение того, что буря и молния — это Божья кара.

В восточной Англии верили в призрака — громадную черную собаку с горящими глазами величиной с блюдце. Мифического пса называли Шак или Шок и представляли то безголовым, то невидимым, с горячим дыханием и бесшумной поступью; часто он был предвестником смерти. Для пуритан это был страж ада, посланный по Божьему повелению дьяволом.

В некоторых частях Норфолка и Суффолка люди до сих пор боятся Старого Шака, как зовут его местные жители. Однажды вечером осенью 1938 г. Эрнест Уайтленд, возвращаясь пешком из Банги домой в Дитчингем, увидел собаку размером с теленка, с косматой черной шерстью и сверкающими огнем красными глазами. Уайтленд посторонился, уступая дорогу странному зверю. И тут, к его изумлению, собака исчезла.

СВЕТЯЩИЕСЯ ПТИЦЫ

В своем трехтомном труде «О свете животных», опубликованном в 1647 г., Томас Бартолин описал двух необычных птиц. На рынке французского города Монпелье появились удивительные куры со светящимися перьями. Одного петуха убили, чтобы изучить его получше, и все части его тела явно «светились поразительно сильным светом». Второй была курица из Монтебелло в Италии, которая «сияла, как шар белого огня». Бартолин сожалел, что двух этих птиц не познакомили, «потому что мы могли бы получить породу ослепительных кур».

С тех пор было замечено множество светящихся птиц, живущих на деревьях, в основном сов. Их фосфоресценцию обычно объясняют свечением грибков, растущих на коре и прилипающих к перьям птиц, когда они залезают в дупло. Но эта теория не годится для нелетающих домашних птиц — их свечение остается загадкой.

СОБАКИ-ПРИЗРАКИ

Сэр Ричард Кейпел, владелец поместья Брук-Мэнор в Девоншире, скончался в 1677 г. В ту ненастную ночь, если верить легенде, вокруг его дома носились призрачные псы «дикой охоты», дожидаясь момента, когда смогут забрать его душу. По другой версии, за сэром Ричардом, известным тем, что он похищал молодых девушек и прятал их в расположенной неподалеку усадьбе Хосон-Корт, погнались псы-призраки, и он бежал от них по холмам и болотам Дартмура, пока не упал замертво. Свора этих страшных гончих, или, как их называли в Девоншире, болотных псов, сопровождала «дикую охоту», и говорили, что их лай можно часто слышать в самых безлюдных и мрачных местах. Одним из них был Уистменский лес, название которого, вероятно, происходит от местного слова, означающего «колдовской, ужасный». Жуткий, дремучий лес с корявыми, поросшими мхом столетними дубами вполне оправдывал такое имя.

Чтобы быть уверенными, что сэр Ричард не станет разгуливать после смерти, гроб с его телом зарыли поглубже у южного крыльца церкви. На могиле установили тяжелое надгробие, а над ним возвели небольшое строение. С одной стороны вход загораживала массивная чугунная решетка, с другой — маленькая дубовая дверь с большой замочной скважиной. За прошедшие века молва превратила сэра Ричарда чуть ли не в вампира, и еще в конце 70-х годов нынешнего столетия у деревенских ребят была игра: обойдя 13 раз вокруг могилы, они подначивали друг друга сунуть палец в скважину, где его якобы мог отгрызть сэр Ричард.

Возможно, сэр Ричард стал прототипом подлеца Хьюго из «Собаки Баскервилей» Артура Конан Дойля. Действие повести происходит в Дартмуре, и писатель соединил в ней легенду о сэре Ричарде с рассказом о черной собаке-фантоме, используя мотивы преданий.

В Дартмуре существует множество легенд о собаках-призраках. В одной из них крестьянин возвращался верхом домой. По дороге его обогнала свора гончих-фантомов. С ними был и охотник. Крестьянин попросил его поделиться добычей, и тот крикнул: «Держи!» — и бросил ему сверток. Приехав домой, крестьянин развернул его и увидел, что это труп его ребенка.

Эту страшную историю можно услышать и в Германии, где добычей призраков «дикой охоты», как считается, становятся души некрещеных детей.

БЕЛЫЕ ПТИЦЫ СМЕРТИ

В 1414 г. епископ Солсбери во время пребывания в Европе, куда он прибыл на исторический Констанцский собор католической церкви, заболел и умер. Его тело было выставлено для торжественного прощания в большом зале. В ту же ночь на крышу здания опустилась стая птиц и оставалась там до утра. Никто не смог определить, что это за птицы. Согласно описанию, крупным телом и ослепительно белыми крыльями они напоминали альбатросов. В полете их крылья были неподвижны. Известно, что альбатросы способны пролетать большие расстояния над морем, используя воздушные течения, паря на своих огромных крыльях и только изредка взмахивая ими. Но с какой стати морским птицам понадобилось собраться на крыше этого здания, да еще именно тогда, когда в нем находилось тело важного церковного сановника?

С тех пор, как пишут Джон Мичел и Роберт Рикард в книге «феномены» (1977), на смерть каждого епископа Солсбери слетались эти огромные белые птицы. Так, в 1885 г., когда в своем дворце умирал очередной епископ Солсбери, его дочь увидела, как они вылетают из сада. А 15 августа 1911 г. некая женщина заметила близ Солсбери двух белых птиц странного вида. Придя домой, она узнала о скоропостижной смерти епископа.

По преданию, с 1414 г. смерть каждого епископа, Солсбери знаменовалась появлением таинственных белых птиц.

СУД НАД ПЕТУХОМ

В швейцарском городе Базеле в 1474 г. состоялся суд над петухом, которого обвинили в колдовстве и торжественно сожгли на костре вместе с яйцом.

Обвинение заявило, что петушиные яйца высоко ценятся колдунами за их магическую силу и что эта птица является орудием дьявола, поскольку из яйца появляется зловещий василиск, ядовитое существо, наполовину змея, наполовину петух. Защита с этим согласилась, но возразила, что кладка яиц — непроизвольный процесс и, следовательно, закон не был нарушен. Обвинение парировало удар, приведя библейскую историю о гадаринских свиньях, в которых вселились бесы. В конце концов петуха умертвили на том же основании — одержимость дьяволом.

Безусловно, петушиные яйца так же редки, как и зубы у курицы. По мнению современных научных авторитетов, знаменитый петух был на самом деле курицей, у которой в силу преклонного возраста или врожденного дефекта проявились особенности строения и оперения петуха. Подобная смена пола встречается редко, но хорошо известна как у домашних, так и у диких птиц.

С XV в. суды над животными участились. Они совпали с преследованием ведьм и отражали взгляд тогдашнего общества на животных и женщин как на демонические существа.

ЗМЕЯ С КОШАЧЬЕЙ ГОЛОВОЙ

Об удивительной встрече с необычным существом писал в 1723 г. австрийский историк и натуралист Иоганн Якоб Шойх-цер в «Заметках о Швейцарии». В конце апреля 1711 г. некий Жак Тиннер на горе Фрумсемберг в Швейцарии повстречал «отвратительную змею: ее голова возвышалась над несколькими кольцами, в которые свернулось туловище серо-черного цвета; в длину змея была более 2 м, голова напоминала кошачью, а конечности отсутствовали». Тиннер ранил существо выстрелом из мушкета, а затем добил его. Он также рассказал, что жители окрестных деревень жаловались, что их коровы часто возвращались с пастбищ без молока, а после гибели змеи это прекратилось.

С тех пор из района Центральных Альп поступают сообщения о чудовищах, например о «татзельвурме», или «лапчатом черве», которого видели на юге Австрии в 1921 г. Однако ничего не известно о существовании животного, напоминающего описанную Тиннером змею с кошачьей головой, останки которой не сохранились. И на других континентах фермеры неоднократно утверждали, что североамериканские черные змеи, европейские гадюки, индийские и африканские кобры доят коров.

Кровавые жертвы строителей средневековья

К примеру в скандинавских сагах говорится о том, как стены средневекового Копенгагена постоянно то тут, то там обрушивались. Покончить со строительным «браком» помогло радикальное средство: в стене сделали нишу и поставили там столик с едой и игрушками, за который посадили голодную девочку. Пока она ела и забавлялась с диковинками, рабочие быстро замуровали нишу и сложили свод. Несколько дней затем у склепа сутки напролет играла команда музыкантов, чтобы заглушить крики невинной жертвы. Хотите верьте, хотите нет, но стены с тех пор рушиться перестали.

В Японии невольников, приговоренных к смерти, заживо заваливали камнями в фундаменте. В Полинезии под каждой из двенадцати колонн храма Мавы при строительстве живьем закопали по шесть юношей и девушек. А францисканский собор, находящийся всего в двух часах езды от Лиссабона (Португалия), вселяет в души посетителей леденящий страх: его стены и своды облицованы человеческими костями — так монахи пытались доказать бренность земного существования…

Большинство замков старой Чехии также построены с принесением человеческих жертв. Тройский замок, Чешский Штернберг, Конопиште,Карлштейн — всюду здесь при раскопках в стенах или в основании фундамента находили замурованных живыми воинов, чтобы, как говорится в старых хрониках, «они при осаде помогали сражаться своим собратьям, вселяя ужас и немощь во врага».

В итальянских преданиях часто упоминается мост через реку Эду, который постоянно обрушивался, пока в центральную опору не была замурована красавица-жена одного из строителей. Мост стоит уже больше трех столетий, но по ночам, рассказывают местные жители, слышно, как он сотрясается от рыданий и проклятии несчастной женщины…

В Шотландии с древности существовал обычай окроплять человеческой кровью фундаменты и стены всех сооружении, Недалеко ушли от шотландцев и их соседи — англичане: в стране жива легенда о некоем Вортингсре, который никак не мог достроить королевскую башню. Она постоянно осыпалась, погребая под собой строителей. И лишь когда отсекли голову мальчику-сироте и окропили его кровью фундамент, башня была благополучно достроена. Она стоит в Лондоне по сей день и известна как Тауэрская башня, средневековая тюрьма для государственных преступников.

Детей приносили в жертву довольно часто. Например, в Тюрингии при строительстве замка Либенштейн за большие деньги были куплены у матерей несколько детей и живьем замурованы в стену. В Сербии при строительстве крепости Скадры в стену замуровали молодую мать с младенцем. По поверьям, злая русалка постоянно разрушала то, что день за днем возводили триста каменщиков, и только человеческая жертва помогла строителям закончить свою работу. До сих пор сербские женщины приходят поклониться святому источнику, который стекает по стене крепости.

Его вода имеет цвет молока, напоминая пришедшим о несчастной кормящей матери, сложившей здесь свою голову.

Недалеко ушли и восточнославянские князья Юрий Долгорукий и Дмитрий Донской… Приступая к строительству кремля, они обязательно приносили в жертву малолетних детей. Обычно к проезжей дороге посылались дружинники с наказом схватить первых попавшихся отроков. Их-то и замуровывали в основание фундамента. Кстати, другое древнее название кремля, дошедшее до наших дней, детинец…

Язычество с его жертвоприношениями еще довольно долго существовало на христианской Руси. Маленьких девочек замуровывали в основание мостов, людей с увечьями и черных петухов, которые будто бы должны были усилить ценность жертвы, — в стенах царских дворцов. Не говоря уже о варварских обычаях добавлять человеческую кровь в строительный раствор или даже бросать людей, например, в кипящую бронзу, как поступали вьетнамские мастера. Считалось, что если сварить в бронзе для колоколов девственницу, они получатся особенно крепкими и с удивительно нежным звоном — как будто плач молодой девушки…

Не брезговали подобными «методами» и на Руси. И только Бог знает, сколько людей бесследно сгинуло в котлах при массовой отливке колоколов и пушек.

Жертвами становились не только преступники или крепостные. В Бирме, чтобы сделать столицу неприступной, утопили в реке саму королеву.

Но все рекорды по принесению человеческих жертв покрыла Америка. Индейцы возлагали людей на алтарь своих богов так часто и в таком ужасающем количестве, что все рассказы о жестокости конкистадоров меркнут по сравнению с их варварскими обычаями. Несчастных привязывали к столбам на солнцепеке и после их мученической кончины сдирали мышцы с костей; приковывали своих собратьев к стенам пещер, где они погибали от голода и жажды, а их тела использовались для различных ритуальных действий. В общем, человеческая жизнь там ничего не стоила. Иначе как объяснить целые поселения, дома в которых были построены из человеческих костей и лишь сверху прикрыты шкурами животных?

Кровавые божества различных народов во всех частях света требовали новых и новых жертв, даря взамен, по поверьям, нерушимость строениям и долголетие сильным мира сего.

via

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *